Эдуард Артемьев: Интервью:  
 

 

Аплодировали стоя. Долго не отпускали маэстро со сцены. А он приподнимал плечи, будто прячась от грома оваций, в который его окунула публика. Очевидно, ему было неловко принимать такой искренний и откровенный восторг зрителей. Он к этому просто не привык! Он - затворник, всегда работающий в одиночестве. Тогда, на сцене Томска, судьба дала понять, что значит его музыка для людей. И не только тех, что собрались на творческую встречу, но и тех, для кого имя Артемьева, как синоним новатора и гения.

 

Роль личности
Композитор - профессия редкая. Можно сказать - штучная. Из Московской  консерватории выходит в год не более трёх-четырёх выпускников, дипломы которых содержат запись: “специальность - композитор”.
Эдуард Артемьев - ученик Юрия Шапорина, и это уже говорит о многом. Из того же гнезда - Евгений Светланов, Родион Щедрин, Александр Флярковский. При всей непохожести этих мастеров объединяет прочная базовая основа музыкальной классики. И каковы бы ни были их творческие новации, они вовсе не отрицают могучую традицию отечественной музыки, но только развивают её.
Эдуард Николаевич Артемьев - имя, которое вошло в энциклопедии искусства XX века. Он - народный артист России, заслуженный деятель искусств РФ, лауреат Государственных премий РСФСР и РФ. Сегодня Эдуард Артемьев признанный лидер российской электронной музыки, и многие его открытия осуществлены на почве электронного синтеза. Важную роль в творческой жизни композитора сыграла встреча с Андреем Тарковским, которого привлекла аудиовизуальность, пространственность музыки Артемьева. Потом были работы в кино с такими известными мастерами, как Никита Михалков, Андрей Кончаловский, Александр Прошкин. И теперь благодаря Артемьеву, эти ленты мы помним еще и на слух: “Солярис”, “Сталкер”, “Раба любви”, “Свой среди чужих, чужой среди своих”, “Сибириада”...
Артемьевым “озвучено” более двухсот картин отечественного и зарубежного производства. Л. Шиллер, Д. Голден, Ю. Нейман, А. Кончаловский - режиссеры, с которыми Эдуард Николаевич работал в Голливуде. Артемьев обладатель четырёх премий “Ника”, трёх премий “Золотой Орёл” и “Оскара”. И всё же во все времена самой дорогой наградой для маэстро остаётся народная любовь.
Томск считает себя как бы причастным к делам и трудам великого художника, который однажды подарил этому городу несколько своих концертов.
Первый состоялся в феврале 2011 года в рамках зонального тура корпоративного фестиваля ОАО “Газпром” “Факел”. Это давняя традиция - проводить симфонический концерт в рамках фестиваля самодеятельного творчества. В Томск Артемьев приехал по приглашению генерального директора компании “Газпром трансгаз Томск” Виталия Маркелова.
Был успех. И дело даже не в аншлаге, а в том, как воспринял томский зритель музыку Артемьева: всей душой, отзываясь на каждый взмах дирижерской палочки, каждое крещендо и паузу... Потому и аплодировали долго и стоя, давая понять автору, что такое его музыка для слушателей.
Спустя буквально полгода был второй концерт - и опять в Томске, и опять по приглашению газовиков. И снова потрясающий успех.

- Тогда-то и стало понятно, что несправедливо одним томичам наслаждаться этой музыкой. Мы просто обязаны, должны поделиться той радостью с другими, - рассказывает Виталий Маркелов. - Так и возникла идея тура по пяти крупнейшим городам Западной Сибири.

Так Томск и стал городом, причастным к делам и трудам маэстро. Тем местом, где родился концертный гений Артемьева: музыка будто сошла с кинематографического экрана в зал - на сцену, в оркестр, и зазвучала с новой мощью, в ином восприятии, соединившим в одном эмоциональном пространстве тысячи сибирских километров и тысячи человеческих сердец.

 

Барнаул. Нарушив устои
Новостной портал ВСМ (материалы “Алтапресс”):
Специально для поездки была подготовлена концертная программа, в которую войти произведения, написанные в разные периоды творчества композитора. “Временные рамки фильма обычно не позволяют исполнить музыкальную композицию целиком, а на концерте это можно сделать, - рассказал Эдуард Николаевич. - Кроме популярных мелодий, прозвучат и сопутствующие темы из кинолент, хорошо известных зрителям”.
При этом не стоит думать, что на концерты композитора ходила искушенная и просвещенная публика, воспитанная на фильмах Андрея Тарковского. Отнюдь! После концерта к генеральному директору компании “Газпром трансгаз Томск” подошли мужчины тридцати, примерно, лет, и поблагодарили за вечер:

- Мы первый раз попали на концерт симфонической музыки, и мы пожалели, что в нашей жизни это случилось так поздно. Спасибо вам за прозрение!

Уже на первой пресс-конференции в Барнауле, от интервьюеров звучал вопрос: как получилось так, что мысль о гастрольном туре осенила не тех, кто профессионально занимается филармоническими концертами, а газовиков, людей, чьё предназначение безопасное и надёжное снабжение газом потребителей?
Ответ прост и сложен одновременно. Живописец или скульптор, к какой бы школе он ни принадлежал, непременно осмысливает формат создаваемого произведения. Режиссёр обязательно рассчитывает композицию спектакля, хотя бы соотношение сцен внутри него. Что касается музыки, то она просто сродни математике! Разумеется, ни один её творец не прибегает к интегралам и дифференциалам, но у него - своя система расчётов, своё координатное мышление.
В общем, где алгебра, там и гармония.
Да и сам Артемьев говорил в своих интервью:

Создавать краткие, но емкие музыкальные произведения меня научило кино. Там не нужны большие полотна. Там есть эпизод, который надо расцветить или украсить, усилить музыкальной темой. И продолжительность этого эпизода строго ограничена кадрами.

Соразмерность и надежность - незыблемый принцип, известный ещё Архимеду. Но, как выяснилось, именно на нем строится и музыка, и инженерное дело, в котором живет и работает газовая отрасль. Вот и параллель.

- Я воспринимаю Эдуарда Николаевича, как очень близкого мне по духу человека, - сказал в Барнауле журналистам Виталий Маркелов. - Я не только большой поклонник его музыки. Он глубоко симпатичен мне как личность, и, прежде всего, именно за его целеустремленность, желание и умение довести начатое дело до конца. И этот тур - яркий тому пример!

 

Новосибирск. Сибиряк по рождению
“PRESS AGENDA”:

- Эдуард Николаевич, связывает ли Вас что-нибудь с вашим городом, помимо факта рождения?

- Ничего не связывает. Я родился здесь проездом. Мой отец был приглашен работать сюда в 1935 году. В двухмесячном возрасте, в начале 1938 года, меня увезли в Архангельск, потому что отца перебросили на другую работу. А после войны мы вернулись в Москву, мы ведь все москвичи...

Родился проездом... Лучше и не скажешь. Что такое два месяца в младенческом возрасте? Именно - проездом. И все же! Эдуард Николаевич очень хотел найти дом, где жила его семья. Роддом, где он родился. Вместе с супругой они много гуляли по Новосибирску.
Человек чувствует свои корни. Вольно или нет, но он стремится к тому месту, с которым кровно связан. Только все это очень личностно, и потому внутри души. Там, где только твои мысли и переживания.

- У Артемьева необычайно зрительная музыка: я очень ясно представляю и танковую атаку, и перелет мяча, и непреодолимую тоску арестантов в кандалах, - делилась впечатлениями слушательница. - Соприкоснуться с замечательными, выразительными произведениями автора - невероятная улыбка судьбы. Я счастлива, что провела вечер вместе с этой музыкой.

У одних музыка композитора вызывает известные ассоциации с кинолентами: “Свой среди чужих, чужой среди своих”, “Раба любви”, “Сибирский цирюльник”, “Утомлённые солнцем”... Вот оно - соло трубы, и тут же выстраивается весь видеоряд, его сопровождающий. Но эти прямые параллели для более старшего зрителя, а ведь в зале много молодёжи, которая видела далеко не все ленты, к которым написал музыку композитор. И тогда возникает желание посмотреть это кино. Еще неизвестное, но такое манящее.
К примеру, тому же фильму “Курьер”, к которому Артемьев писал музыку, больше 20 лет, а кто скажет, что сегодня он менее актуален или не интересен для современной молодёжи? Вовсе нет! Пройдет ещё немного лет, и “Зеркало” перестанет быть фильмом для эстетов. Пойдет публика на “Зеркало”. Не ради моды, а ради того, чтобы испытать потрясение от встречи с искусством.

- Музыка Артемьева завораживает, - говорит преподаватель одного из университетов. - Мы с женой на прошлой неделе были на концерте симфонической музыки, слушали произведения Бетховена, Гайдна... Так там - всё понятно: ясно и мощно. А с Артемьевым всё не так просто: музыка на нюансах и переходах, на полутонах...

 

Кемерово. С поклоном от зрителей
Губернаторский симфонический оркестр Кузбасса концертом Артемьева открыл свой юбилейный, тридцатый сезон.

Газета «Комсомольская правда. Кемерово»:

- Низко кланяюсь устроителям тура. Это грандиозная идея, достойная слов самой искренней благодарности. Сейчас эта музыка, что прозвучала в концерте, войдет в репертуар нашего симфонического оркестра, а значит, её услышат жители больших и малых сел, городов Кузбасса. Ив этом смысле подарок, который сделан жителям Сибири, переоценить невозможно, - сказала Людмила Пилипчук, директор Кузбасской филармонии.

А вот мнения зрителей:

- Я давно знакома с музыкой Эдуарда Артемьева, - вдохновенно говорит Татьяна Абрамова. - Но услышать её вживую, со сцены - это незабываемый вечер на всю жизнь. Мастерство музыкантов, страсть дирижера и гений композитора слились воедино...

- Купила билет на творческий вечер, и ничуть не пожалела! - говорит Татьяна Величко. - Некоторые вещи на слуху, и их воспринимаешь, как родные, а некоторые стали откровением. Это потрясающая, завораживающая музыка.


Сайт администраиии Кемеровской области:
От лица губернатора Амана Тулеева с концертной сцены была зачитана приветственная телеграмма. От благодарных кузбассовцев Эдуарду Николаевичу Артемьеву была вручена медаль “За веру и добро”.

 

Томск. Новая нота в симфонии студенческой жизни
Он вышел на сцену камерного класса, сел за стол. Одет обыкновенно. Ничего богемного. Глядя на него, не скажешь, что композитор: больше похож на ученого. Бородка. Очки, которые надевает в момент чтения. Чрезвычайно образная, литературная речь. Смеётся неожиданно: молниеносный взрыв - и заливистый смех. Сразу предупредил:

- Я, собственно, не знаю, что говорить. Спрашивайте, буду отвечать

Именно в Томске композитор дал мастер-класс для преподавателей и студентов музыкального колледжа имени Эдисона Денисова. На просьбы провести уроки мастерства композитор откликается охотно. Как считает сам Артемьев, через такие встречи он передаёт накопленный долгими годами опыт.

- Вы писали народную музыку?

- Как самостоятельное произведение - нет. Но к “Доктору Живаго” - писал. Народная музыка - это часть огромного музыкального мира, как, собственно, и симфоническая музыка. Моцарт писал танцы, их играли в деревнях, и это не было зазорным. Разделение на жанры пошло во времена Штрауса. А сейчас - это мощная сильная река, вбирающая в себя всё, как в единый, мощный порыв.

- В какое время суток Вам легче работается?

- Важны ежедневные занятия, если вы, конечно, чего-то хотите добиться. Техника - это системность, повторяемость процесса. Мы и языки так учим - повторяя слова, фразы. Заниматься надо не когда захотелось, а каждый день. Должно быть некое правило - работать постоянно. Только так можно стать заметным.

- Какую из своих работы вы считаете наиболее удавшейся?

- Раба любви и Солярис. Эти две картины очень меня трогают. Что-то там сложилось, случилось...

- Кто из композиторов Вам ближе?

- Я очень долго не любил Чайковского. Он мне казался слишком простым. А потом - как прозрел, как открытие сделал: гениален! Это мастерство, вышедшее из души! Теперь я преклоняюсь перед Чайковским. И даже написал мюзикл Щелкунчик по его темам.

И тут же было прослушивание мюзикла с комментариями:

- Вот “Сон Мэри”. Чайковский здесь не экспонируется, буквально три-четыре ноты есть от Петра Ильича. “Песня короля крыс” написана в духе регтайм, она сделана на тему “Танца пастушков” Чайковского. А в финальной части - всем известный первый концерт.

Мастер класс расширил свои рамки и стал исповедью композитора. Искренность и доверительность характерны для всех его встреч, будь то студенты или журналисты. Поэтому и после пресс-конференций - аплодисменты, и долго не отпускают, как бы продляя уникальные минуты встречи. Часто ли такое бывает? Редко. Артемьев и здесь - исключение из правил.

- Я зарядился положительными эмоциями, энергией на будущую работу, учёбу, развитие, - сказал юный музыкант. - Эта встреча, как новая нота в симфонии моей жизни!

 

Омск. Финальный аккорд?
Да, Артемьев известен прежде всего как композитор для кинематографа и новатор на поле электронной музыки. Однако подлинные знатоки весьма высоко оценивают его симфонию “Пилигримы”, ранний концерт для альта с оркестром, кантаты и оратории, оперу “Преступление и наказание” по Достоевскому. Очень показательно: исполнители этих далеко не простых вещей испытывают подлинное наслаждение!
А сам Артемьев без ложной скромности и утайки испытывает истинное наслаждение от музыки Чайковского. Тема “Чайковский” очень часто звучала из уст Эдуарда Николаевича. Причём порой казалось, что он говорит о давнем знакомом, хорошо известном друге. Они будто сошлись: гений XIX и гений XX веков, и этот союз нашел своё выражение в “Щелкунчике”. Мюзикле, который поставил Андрей Кончаловский. Чайковский писал музыку на бессмертные произведения Пушкина. Современный нам Артемьев работает с самыми известными и великими режиссерами - Андрей Тарковский, Никита Михалков...
“Я не работаю с молодыми!” - говорит Артемьев. У него уже сложился творческий круг, где понятны не только слова, но и жесты, где не нужно долго объяснять и доказывать. Где силы не тратятся впустую. Перефразируя известную фразу можно повторить: “Скажи мне, кто твой соавтор, и я скажу, кто ты!”

- Это личность! Это история! Это музыка нашей Родины! Приятно было работать во время репетиции с этим великим человеком, - сказал Алексей Журба, тромбонист.

- Во время концерта очень хотелось, чтобы все получилось так, как задумывал автор. Его присутствие в зале - это огромная ответственность на каждом исполнителе. Мы старались, как могли! - поделился эмоциями Александр Дерябин, музыкант Омского симфонического оркестра.

- Для меня тур Артемьева - высочайший пик в моей карьере! - эти слова произнес уже дирижёр Сесар Альварес. Испанец по рождению, в прошлом - студент московской консерватории, он работал на первом концерте Артемьева в Томске, и уже тогда стало понятно, что два музыканта поняли друг друга с полуслова. Поэтому Сесар Альварес, почётный дирижер Томского симфонического оркестра, главный приглашённый дирижер Санкт-Петербургского академического симфонического оркестра, профессор консерватории испанского города Мурсия, без тени сомнения был выбран Артемьевым дирижёром на весь тур.

                Как возможно в две репетиции заставить звучать оркестр (120 человек!) в полную силу (а при этом некоторые произведения исполнялись с хором), - все это известно только дирижёру и композитору. Для зрителя же важно, что результат получился блестящим!
                Этот концертный тур композитора Эдуарда Артемьева по городам западной Сибири соединил не только пространства! Более пяти тысяч зрителей пяти сибирских городов можно назвать родными душами – они соединились в духовном пространстве. У них есть общий интерес, привязанность, открытие, понимание, почитание и любовь - всё это связано с именем Эдуарда Артемьева
                У этой истории есть начало. Но нет конца. Ибо музыка Артемьева бесконечна, и открыть её суждено не одному поколению.

Татьяна Купцова

 
 
 
     
 
В случае использовния материалов, ссылка на сайт обязательна
© "Electroshock Records", 2004