ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!
 

ЭЛЕКТРОШОК

Двадцатый век занял в истории мировой музыки совершенно особое, уникальное место. С одной стороны, именно в это время окончательно оформляется и достигает высочайших художественных вершин искусство музыкальной импровизации. Музыка рождается непосредственно в присутствии слушателей, минуя стадию предварительного написания. С другой стороны, классические музыканты обратили своe внимание на тысячелетние наследия других, неевропейских музыкальных культур. Это дало возможность обогатить традиционную музыку новыми, необычными гармониями и неслыханными доселе тембрами многочисленных этнических инструментов.

Однако главный революционный скачок в развитии мировой музыки произошел вследствии активного вовлечения в творческий процесс создания музыки современных звукозаписывающих и электронных технологий. Если раньше музыкант или композитор был вынужден оперировать уже готовыми, фиксированными тембрами музыкальных инструментов - иногда очень необычных, но остающихся неизменными; то теперь он получил поистине божественную власть не только над комбинациями уже "готовых" звучаний, но и над самим звуком. Благодаря современной технике композитор может не только самостоятельно создавать и воспроизводить любой необходимый ему звук, он может менять и трансформировать его по своему желанию, замедлять или ускорять, сжимать или растягивать, и, наконец, разлагать его на элементарные составляющие части. Современный композитор препарирует живой и трепещущий звук подобно учeному-биологу, склонившемуся над микроскопом и постигающему удивительную тайну и совершенство строения живого организма.

Теперь композиторы смогли освоить весь мир звуков, существующих как в природе, так и в их воображении. Были даны ответы на вопросы - из чего состоит звук? Чем музыкальный тембр, отличается от шума? Можно ли заставить звучать шумы и создавать из них музыку? Грань между "обыденным" звуком и звучанием "благородного" музыкального инструмента исчезла. Можно записать звук упавшей в лужу дождевой капли, разложить его по нотам и сыграть вашу любимую мелодию на дождевых каплях. Музыка дождя... Окружающий мир полон звуков, и любой из них готов по вашему желанию превратиться в Музыку. И то, в какую форму она облечется - европейской сонатной классики, джазовой импровизации или медитативной индийской раги - зависит только от вас.

Так родилась "классика двадцать первого века" - современная электронная и электроакустическая музыка. Она объединяет в себе весь огромный мир звука с самыми современными находками в области гармонии и композиции, импровизации и экзотических музыкальных культур. Именно такой музыке - музыке всех мыслимых и немыслимых звуков, а также самых невероятных их превращений и приключений, целиком подчиненных замыслу художника - и посвящена продукция лэйбла "Электрошок", предлагаемая вашему вниманию на этом сайте. В представленных здесь статьях вы сможете узнать об истории создания и развития электронной и электроакустической музыки; в многочисленных и обширных интервью познакомиться с композиторами, работающими в этих удивительных жанрах. И, наконец, здесь вы сможете выбрать и заказать саму музыку - уникальные авторские компакт-диски с самым высоким качеством звучания.

Добро пожаловать в волшебный мир звука!



ЭДУАРД АРТЕМЬЕВ

Одним из самых ярких моих впечатлений был авторский концерт Эдуарда Николаевича Артемьева, который состоялся зимой 1999 года в Ярославле. Когда в исполнении Ярославского губернаторского оркестра прозвучала симфоническая поэма "Океан" (посвящение Андрею Тарковскому), последние звуки оркестра повисли в мeртвой тишине - зрители были буквально потрясены еe мощью и выразительностью. Несколько секунд всеобщего молчания показались вечностью. И лишь после этой паузы зал взорвался оглушительными овациями. Публика стоя приветствовала автора.

Эдуард Артемьев является автором целого ряда симфонических и камерных произведений. Однако эта грань его творчества до сих пор остаeтся малоизвестной широкому кругу слушателей. Имя Эдуарда Артемьева известно большинству из них благодаря его работе в кино. В знаменитых фильмах Андрея Тарковского музыке композитора подвластны неземные пейзажи Соляриса или напряженное пространство Зоны, жестокое и милосердное одновременно. Эдуард Артемьев безупречно передаeт как тончайшие душевные движения героев фильмов Никиты Михалкова, так и эпические панорамы картин Андрея Кончаловского. В творчестве Эдуарда Николаевича органично сочетаются строгие каноны классики и самые современные достижения в области электронной и экспериментальной музыки. А новейшие методы звукозаписи способны заставить очень современно звучать древние музыкальные инструменты, под звук которых шли на войну герои Гомера - как, например, в фильме "Одиссей" Михалкова-Кончаловского. Музыка к этой картине ставит Эдуарда Артемьева в один ряд с такими мастерами американской киномузыки как Джон Уильямс или Джерри Голдсмит. Здесь перечислена только работа в кино. Однако творчество Э.Артемьева намного шире и разнообразнее. Его знакомство с электронной музыкой состоялось в 1960 году. Уже в послевоенные годы многие европейские композиторы стали использовать магнитофон наравне с другими музыкальными инструментами. Так рождалась конкретная музыка Пьера Шафера, акузматическая музыка Франциса Дюмона, электронный авангард Карлхайнца Штокгаузена. Эти имена и эти направления теперь известны всему миру. Но многие ли помнят, что в те же годы в России создавался первый в мире синтезатор АНС - уникальный инструмент, до сих пор не имеющий аналогов в мировой практике! В начале шестидесятых годов вокруг инженера Е.А.Мурзина - создателя синтезатора - сплотился круг молодых композиторов, которых привлекали невиданные возможности новой музыки. Они были одними из первых в мире, кто начинал путешествия к тайнам звука.

Среди них был молодой Эдуард Артемьев. Его произведения, созданные на заре возникновения электронной и электроакустической музыки, давно являются общепризнанными шедеврами жанра. Все они представлены на компакт-дисках лэйбла "Электрошок Рекордз". Помимо этого, на нашем сайте вы сможете познакомиться с несколькими интервью знаменитого композитора, а также его творческой биографией, дискографией и подробным перечнем произведений.



АРТЕМИЙ АРТЕМЬЕВ

...Вначале это был один голос, ровный, плавный и спокойный. Постепенно, исподволь, к нему стали присоединяться новые и новые звуки. Некоторые из них были тихими и вкрадчивыми, другие - тревожными и напряженными. Тембр каждого из них был настолько изменен и искажен, что приходилось лишь догадываться - на основе чего он создан. Звуки росли, накладываясь друг на друга, причудливо переплетаясь, то расходясь - и тогда каждый из них вeл свою прихотливую партию; то сливаясь и образуя единый, почти шумовой фон, в котором лишь с трудом угадывались отдельные детали. Это не было музыкой в традиционном понимании, как развитие определенной темы или мелодии. Скорее, это была особая звуковая среда, которая двигалась, жила, властно заставляя вашу душу подчиняться еe мерной пульсации. Постепенно звучание становилось всe более и более прозрачным и лeгким; вот оно исчезло совсем. И уже невозможно запомнить или мысленно воспроизвести то, что звучало мгновение назад: запоминался не звук, а лишь эмоциональное состояние, которое возникало во время прослушивания...

Такова музыка Артемия Артемьева - одного из ведущих отечественных композиторов, работающих в области электронного и электракустического звучания. Практически каждый новый альбом Артемия отмечался престижными наградами международных конкурсов и фестивалей. Артемий Артемьев также известен как автор музыки к многочисленным фильмам, спектаклям и радиопостановкам.

Однако музыкальное творчество - отнюдь не единственная сфера, где Артемий смог добиться международного успеха. В 1997 году им был основана студия и лэйбл "Электрошок Рекордз", основной задачей которого стало развитие и распространение серьeзной электронной и электроакустической музыки. На сегодняшний день "Электрошок" имеет всемирную известность. Благодаря выпущенным на нeм компакт-дискам, произведения интереснейших отечественных и зарубежных композиторов стали доступны широкому кругу слушателей. Теперь "Электрошок" имеет собственный сайт, посетителем которого вы сейчас являетесь.

На этой страничке вы сможете более подробно познакомиться с творческой биографией Артемия Эдуардовича Артемьева, а также с его полной дискографией. Несколько интервью помогут вам проникнуть в творческую "кухню" композитора, где создаeтся эта фантастическая музыка. И, наконец, вы имеете возможность выбрать и заказать любой из сольных или совместных компакт-дисков автора. И музыка, наполнявшая таинственную полутьму элитных залов международных фестивалей, зазвучит теперь в вашем доме.

Максим Клепиков

 

 
 
 
     
 
В случае использовния материалов, ссылка на сайт обязательна
© "Electroshock Records", 2004