Эдуард Артемьев: Интервью:  
 

 

КП “Барнаул”: Вы написали музыку к двум последним и наиболее нашумевшим работам Никиты Михалкова - “Предстояние” и “Цитадель”. В это время в среде кинематографистов появилась мода на “нелюбовь” к Михалкову, буквально поветрие какое-то. Чем Вы можете объяснить эту нелюбовь?
Эдуард Артемьев: Почему не любят Михалкова? Не знаю. Мое отношение к Никите Сергеевичу субъективно - он мой друг. Я могу только предполагать… Вообще в России очень не любят лидеров, сильных людей. К тому же он очень независим, отстаивает своё мнение. Его же хотели снять с председательства Союза кинематографистов - не получилось, как бы ни хотели. Это замечательный человек, он мой друг уже больше сорока лет. Удивительная личность, мощная. Так что Вы имеете разговор с заинтересованным лицом, я не могу дать ему объективную оценку.
КП “Барнаул”: Как получилось, что Вы очень много и долго работали в Голливуде? Не многие российские композиторы могут этим похвастаться...
Эдуард Артемьев: Андрей Кончаловский уехал из России в Америку с большим скандалом. Прощаясь со мной, он сказал: “Мы с тобой поработаем ещё в Голливуде”. Тогда я подумал, что эти слова сказаны для смягчения ситуации. Была уверенность, что мы прощаемся навсегда. И вдруг в 1987 году он мне позвонил. Я прилетел в Лос-Анджелес совершенно обалдевший, языка не знаю, ничего не знаю. Попасть в Голливуд тогда было просто невозможно, чтобы добиться чего-то, нужно было ехать туда хотя бы после консерватории и шаг за шагом всего добиваться. Когда я прилетел по приглашению Кончаловского, мне было 50 лет. Продюсер сразу устроил мне экзамен. Я показал ему свои ноты, пластинки. Мне сказали: “Нам это совершенно неинтересно”. После того, как я что-то сыграл, продюсер сказал: “О’кей, будем работать”. Голливуд - фантастический мир, там важно, что ты можешь; если можешь, то тебе открывается все сразу. Я приехал туда на одну картину, а остался на три года.
КП “Барнаул”: Сейчас работаете с голливудскими картинами, проектами?
Эдуард Артемьев: Пару лет назад в Лондоне писал музыку к “Щелкунчику”, мне позвонили американцы. И вот совсем недавно вернулся из Америки, где работал над картиной, название которой дословно можно перевести как “Меченные” - на самом деле это такая, странная американская история. Не знаю, под каким названием она пойдет в прокате в Росси, и пойдет ли вообще. В этом фильме Россия - “уголовная” страна, где ничего нельзя сделать. В Америке фильм выйдет в прокат накануне Нового года.
КП “Барнаул”: А сами какое кино предпочитаете, как оценивает современный российский кинематограф?
Эдуард Артемьев: Я вообще кино мало смотрю, это не моя профессия, только если что-то рекомендуют. Мне всегда предлагают участие в различных проектах, однако с молодёжью я не работаю принципиально. Вроде говоришь об одних вещах, а понимание разное. Но я всегда обращаю внимание на то, кто композитор в фильме. Это для меня главное. Если какой-то интересный человек, то всегда смотрю.
КП “Барнаул”: А что насчёт современной музыки? Вас называют отцом российской электронной музыки, а Вы довольны тем, в каком направлении она развивается?
Эдуард Артемьев: Сейчас всё совсем по-другому. Дело не в музыке, потому что даже она, как и всё искусство в целом, стала частью информационного поля. Хорошо это или плохо - не знаю, но это факт, наверное. Музыка была последним бастионом профессионального искусства, которому надо было долго учиться. Сегодня техника даёт возможность людям способным, чувствующим, одаренным творчески не учиться: есть компьютерные программы, которые помогают реализовать идею. Это очень положительно, потому что тогда профи должны всегда ставить выше планку. Вообще, для роста надо всегда ставить планку немного повыше. Если ты на одной волне работаешь, то ты и остался там. Навсегда.
КП “Барнаул”: Как Вы сами оцениваете свои работы? Есть вещи, которые бы хотелось переделать, поправить?
Эдуард Артемьев: Если б не было заказа и жестких сроков, в которые нужно уложиться, то я бы писал, наверное, всю жизнь. Доводил бы до ума, ковырял… “Игра в бисерГессе - точно про меня, люблю это дело. И потом слушаю, нахожу массу ошибок, меня это теребит.
КП “Барнаул”: А как отдыхаете?
Эдуард Артемьев: Я вообще кабинетная крыса, из дома не выхожу, особенно зимой. Зиму ненавижу. Единственное - выезжаю на дачу, там ещё как-то можно выйти: вышел - земля. А в городе - куда-то спускаться, это потеря времени. Давно не отдыхаю - не чувствую усталости. Сплю по четыре-пять часов, и мне этого достаточно.

  Беседовала Жанна Иванова - 15.11.2011

 
 
 
     
 
В случае использовния материалов, ссылка на сайт обязательна
© "Electroshock Records", 2004