Эдуард Артемьев: Опера «Преступление и наказание»:  
Мая Медкова: «Презентация оперы Эдуарда Артемьева „Преступление и наказание“»
 

28 октября 2007 года в зале ресторана «ЦДЛ» состоялась долгожданная презентация оперы Эдуарда Артемьева «Преступление и наказание» (оригинальная идея — Андрея Кончаловского, либретто — Андрея Кончаловского, Юрия Ряшенцева и Марка Розовского). Поздравить создателей с премьерой и первыми послушать новое произведение пришли друзья и коллеги, среди которых были композитор Александр Журбин, музыковед Святослав Бэлза, телеведущий Владимир Познер, а также министр культуры России Александр Соколов, имевший, по его собственным словам, «возможность соприкасаться с этим замыслом на разных этапах его реализации, почувствовать аромат тех поисков, сомнений и терзаний», которые в итоге привели авторов оперы к этому праздничному дню.
Почётным гостем мероприятия стал сэр Тим Райе (Tim Rice) — знаменитый британский поэт и либреттист, в соавторстве с композитором Эндрю Ллойдом Уэббером (Andrew Lloyd Webber) создавший культовую рок-оперу «Иисус Христос Суперзвезда» («Jesus Christ Superstar»). Эдуарда Артемьева, Андрея Кончаловского и Тима Раиса в настоящее время объединяет работа над киномюзиклом «Подлинная история Щелкунчика» (»Nutcracker: The Untold Story»). В новом фильме режиссёра Кончаловского действие сказки про Щелкунчика и его борьбу с Крысиным Королем перенесено в 20-е годы XX века. Музыка П. И. Чайковского в этом проекте будет звучать в обработке Эдуарда Артемьева, а тексты песен написал Тим Райе. В фильме, съёмки которого прошли в 2007 году в Венгрии, заняты известные американские актеры Джон Туртурро (John Turturro) — Крысиный Король и Натан Лэйн (Nathan Lane) — дядя Альберт, а также Ричард И. Грант (Richard Е. Grant), Франсез-де ла Тур (Frances de la Tour) и Юлия Высоцкая. Премьера мюзикла запланирована на конец 2009 года.
Авторы «Преступления и наказания» неслучайно пригласили на презентацию именно его — альбом с записью рок-оперы «Иисус Христос Суперзвезда», увидевший свет в 1970 году, произвел в свое время неизгладимое впечатление на Андрея Кончаловского и на Эдуарда Артемьева, отмечавшего в своих интервью, что «это было совершенно „потрясительное“ событие в моей жизни, которое просто перевернуло мое понимание музыки». По словам Кончаловского, начиная около тридцати лет назад работать над своим произведением, они «хотели сделать нечто, соответствующее молодому жанру, созданному Ллойдом Уэббером и Тимом Райсом».
Впрочем, годы внесли в первоначальные замыслы некоторые изменения. Первые эскизы появились в 1979 году, и с тех пор материал неоднократно перерабатывался и переосмысливался. Определению жанра того, что получилось в итоге, были посвящены практически все выступления, открывавшие презентацию. Можно ли назвать «Преступление и наказание» рок-оперой, или же это нечто другое? Создатели произведения склоняются ко второму варианту. «Мир Петербурга времени Достоевского очень далек от чистой рок-оперы», — объясняет Андрей Кончаловский. Возможно, дело не только в исторической эпохе (разве ближе к рок-опере был мир времен Нового Завета?), но ещё и в некоторой «изможденности традиции рок-оперы», заставившей авторов отправиться на поиски новых форм и подходов, о которой упомянул в своем выступлении Александр Соколов. Эдуард Артемьев считает, что действовать в рамках одной эстетики авторам не позволила многослойность и многоплановость романа, требовавшая своего отражения в музыке.
В результате, персонаж Раскольникова в опере выражает себя через напор, мощь и ритмику рок-музыки, симфонический оркестр отвечает за эмоциональные подъемы, а народные сценки, шарманщиков на площади, городской романс, пляски под гармошку композитор решил воплотить в реальном звуке. Результат — сложное смешение различных стилей, или — вновь даём слово автору идеи Андрею Кончаловскому: «Ироническое соединение низкого жанра, поп-культуры, и классической мелодии… странный симбиоз».
Воплощение грандиозного замысла в жизнь было бы невозможно без ещё одного человека — продюсера оперы Александра Вайнштейна (известного широкой публике по мюзиклам «Метро» («Metro») и «Notre Dame de Paris»), считающего, что не осуществить этот проект «было бы и преступлением и наказанием одновременно». Продюсер предоставил авторам полную свободу, ничем не ограничивая их творческие эксперименты и поиски. «Этот проект — стопроцентно авторский, — объяснил в своем выступлении Вайнштейн. — Я не считал возможным вмешиваться, потому что мне казалось, что авторы заслужили право выпустить этот диск в таком виде, каким они его видят».
К сожалению, масштаб произведения, явно не укладывающийся в формат мероприятия, не позволил нам услышать оперу или хотя бы отрывки из неё в живом исполнении. Собравшимся была предложена полуторачасовая подборка номеров из оперы в записи. Автор стихов, поэт Юрий Ряшенцев лично давал свои комментарии к демонстрируемым фрагментам, вводя слушателей в курс дела, что было отнюдь нелишним, так как хронологический порядок исполнения номеров был соблюден не везде, к тому же, авторская трактовка классического романа всё же несколько отличается от того, что было в книге.
Когда отшумело наводнение, захлестнувшее, по замыслу создателей оперы, Петербург, и прозвучали финальные слова признания Раскольникова, под заслуженные аплодисменты зала к авторам «Преступления и наказания» присоединились присутствовавшие в зале исполнители — Юрий Мазихин (Порфирий Петрович), Наталья Сидорцова (Соня Мармеладова), Пётр Маркин (Мармеладов) и Александр Маракулин (Господин). А затем — поздравления, неформальное общение, автографы и фотографии на память.
Создатели выразили надежду на возможное сотрудничество с британским гостем (среди рассматриваемых вариантов будущей постановки оперы упоминался и вариант с лондонской премьерой). Состоится это сотрудничество или нет — время покажет. В любом случае, присоединимся к Александру Соколову, выразившему надежду на то, что в скором времени мы сможем собраться в более широком кругу и увидеть сценическое воплощение того, что министр справедливо назвал «значительным явлением» современной культурной жизни.
А пока что у всех желающих познакомиться с этим произведением есть возможность взять красиво оформленный альбом, поставить диск, раскрыть прилагающееся к нему либретто и погрузиться в мир новой оперы Эдуарда Артемьева.
Сенная площадь, все главные действующие лица в сборе, Шарманщик начинает свою балладу…

Несколько номеров из оперы «Преступление и наказание» прозвучали на концерте Ассоциации электроакустической музыки России в рамках фестиваля «Московская осень-2007». После концерта мы задали Эдуарду Николаевичу несколько вопросов.

— Какова роль электроники в опере?
— Электроника здесь трактуется как инструмент общего саунда. У нас очень большой состав — тройной состав симфонического оркестра, русский народный оркестр, рок-группа классическая — две гитары, бас-гитара, куча синтезаторов и барабанщик. Затем — цыганский ансамбль, хоры… Как всё это совместить удалось гениальному звукорежиссёру Геннадию Папину — совершенно непонятно. Поэтому здесь нет акцента на отдельных инструментах. Это некий саунд, в котором мы живем, который нас окружает — и поэтому я его использовал.

— Как сказался технологический прогресс в электронике на музыке?
— Любое знание, безусловно, привносит внутренние открытия. Я без новой технологии вообще не представляю себе музыку. Особенно в области управления пространством — меня это страшно интересует — когда можно придумать пространство, которого нет на самом деле.

— Существует ли многоканальный вариант оперы?
— Да, есть вариант 5.1. Изначально все делалось на 5.1, потом переводилось в стерео. Но это сильно удорожает стоимость, так что пока мы не планируем выпуск такого диска.

— Какие перспективы у постановки?
— Премьера для нас уже назначена — весна 2009 года. Какой театр — пока не ясно, переговоры идут, чем дело кончится, пока не знаю. Но осенью 2008 года уже начнутся репетиции.

— С каким программным обеспечением Вы работаете?
— У меня обычная студия, три компьютера, стандартные программы… Я работаю на «Performer» (»DigitalPerformer» компании «MOTU» был одним из первых секвенсоров для «AppleMacintosh» и продолжает выходить (текущая версия 5.1) исключительно для этой платформы). Я жил в Америке, когда он там только появился в 1986 году, так я на нём и остался. Хотя у меня есть и «Logic», но он мне как-то не очень… Ничего нового в принципе нет. Главное, чтобы было удобно работать.

— Какие у Вас сейчас планы?
— Сейчас я работаю над американским проектом — «Щелкунчик» с Кончаловским. Закончим летом этого года. Тогда уже будем думать, что дальше делать.

Мая Медкова
(«Электронная музыка» — 1, 2008)

 

 
 
 
     
 
В случае использовния материалов, ссылка на сайт обязательна
© "Electroshock Records", 2004