Эдуард Артемьев: Опера «Преступление и наказание»:  
Андрей Максимов: «Есть пророки в своём отечестве»
 

А я вот возьму, да и начну с серьезного вопроса: “Что является событием в культурной жизни нашей страны?” Или даже напрягусь и ещё резче вопрос поставлю: “Почему для того, чтобы культурное нечто стало событием, непременно нужен скандал?” Отчего-то мне кажется, что между понятиями “культура” и “скандал” есть некое противоречие. Или нет уже?
В предвыборные дни принято не только задавать вопросы, но тут же и немедленно давать на них ответы. Причем однозначные. Не буду отставать от политиков.
Итак, мне однозначно кажется, что главным событием в области культуры является произведение, созданное творцом, который жизнью своей несомненно доказал свою принадлежность к этой самой культуре.
Привожу примеры.
Эдуард Артемьев написал оперу “Преступление и наказание”. Оперу презентовали в Москве в виде диска. Мне посчастливилось этот диск слышать, на мой взгляд - это совершенно грандиозное, феноменальное произведение. Вы, может быть, наивно думаете, что театры борются за право первым поставить это произведение, рвут оперу на части? Ответ на этот вопрос дал сам Артемьев. В эфире моей программы “Ночной полет” он признался, что очень бы хотел дожить до премьеры оперы в России, поскольку перспективы её постановки весьма и весьма туманны.
Ещё у нас есть богатые бизнесмены. И даже олигархов чуть-чуть осталось. Банки у нас есть. Меценаты и спонсоры. А счастья нет. И вообще со счастьем не очень, но, главное, нет счастья увидеть на сцене оперы Артемьева и Тухманова, балет Рыбникова. Как бы нам головы свои перевернуть, чтобы мы не в сторону скандалов глядеть начали, но куда-то туда, где искусство?
Почему, когда композитор, жизнью своей доказавший право на уважительное и заинтересованное отношение к себе, создает произведение, - этот факт не становится событием? Почему творец вынужден становиться менеджером собственного таланта, когда уже всем очевидно, что его талант не только ему принадлежит, а всенародное достояние?
Когда в своем Отечестве нет пророков, в нём пороки начинают сильно произрастать. Такая вот странная закономерность.

 

Андрей Максимов, член Академии российского телевидения, писатель, режиссёр.

                                                                 (Известия от 26.11.2007)

 

 

 
 
 
     
 
В случае использовния материалов, ссылка на сайт обязательна
© "Electroshock Records", 2004