Эдуард Артемьев: Интервью:  
Роза и Леонид Римские: "Авторский концерт в Музее Скрябина, приуроченный к 65-летию со дня рождения Эдуарда Артемьева"
 

"Мечте навстречу". Так назывался кинофильм М. Карюкова, где впервые в мире была использована электронная музыка нашего сокурсника по Московской консерватории Эдуарда Артемьева. Картина вышла на экраны в 1963 году, ровно 40 лет назад. За ней последовали блестящие опыты содружества с такими выдающимися режиссерами, как: Андрей Тарковский ("Солярис", "Зеркало", "Сталкер"), Никита Михалков ("Свой среди чужих, чужой среди своих", "Раба любви"), Андрей Кончаловский ("Сибириада"). При всем различии творческих устремлений, художественных задач, стилистической направленности сочинений их объединяли осознанная потребность композитора отойти от иллюстративного стереотипа мышления, приблизиться к философской значимости идейного замысла; желание помочь зрителям и слушателям глубоко, всесторонне погрузиться в тот мир стереофонических образов, который так объемно воспринимает Артемьев. В соответствии с названием известной киноэпопеи А. Кончаловского и вдохновенной музыкой Эдуарда Николаевича по праву можно считать "Одиссеем" электронной музыки...

Все началось с 1960 года - времени завершения музыкального образования в стенах Альма матер под руководством Юрия Александровича Шапорина и его ассистента Николая Николаевича Сидельникова. Тогда впервые в музее А. Н. Скрябина был установлен синтезатор АНС, сконструированный инженером и математиком Евгением Мурзиным. Идея талантливого изобретателя была поддержана Д. Д. Шостаковичем и при его содействии в Москве открылась Студия электронной музыки. В 70-х появились первые записи "АНС" с участием Э. Артемьева, С. Крейчи, А. Немтина, а в 80-х - в музыкальных приношениях участвовали также А. Шнитке, Э. Денисов, С. Губайдулина.

Артемьев тонко мыслящий художник. Прошедший искусы авангарда, он увлекает слушателей глубоко индивидуальным восприятием звуков Вселенной. Погружаясь в многокрасочный поток мелодий, созвучий, тембров, мы становимся не просто людьми, воспринимающими новую музыку, но, прежде всего, эта музыка оказывается частью нашего естества, на шей самостности. Кажется - все так про сто... При этом композитор наделен особой одаренностью воспринимать все жанры в спектре своего видения, будь то опера, оратория, инструментальный концерт, сочинения, предназначенные для драматического спектакля или кинофильма.

...На авторском концерте в Музее Скрябина, приуроченном к 65-летию со дня рождения Артемьева, к Эдуарду Николаевичу подошла слушательница и сказала: "Люди отдают десятки, сотни тысяч долларов, чтобы побывать в космосе. Мы сегодня оказались там благодаря вашей музыке"...

Неуемный талант музыканта-исследователя соединился в Артемьеве с кропотливым трудом человека, стремящегося постичь возвышенную Красоту; так, над оперой "Преступление и наказание" по роману Достоевского композитор трудится более 20 лет; ищет новые творческие подходы к жанрам мюзикла и рок-оперы...

Недавно мы побывали на удивительном спектакле МХАТа имени А. П. Чехова - новой версии спектакля "Кабала святош" ("Мольер") по Булгакову, в постановке О. Табакова. Партитура Артемьева отразила афористический тезис "пьеса из музыки и света".

Имя Эдуарда Артемьева известно во всем мире. В 1990 году он был избран президентом Интернациональной конфедерации (ICEM) при UNESCO. Он удостоен званий народного артиста России, лауреат Государственной премии РФ 1988, 1993, 1995 и 1999 годов, дважды лауреат национальной премии "Ника" и отмечен присуждением первой премии Святого Георгия "За выдающийся вклад в мировой кинематограф".

...В известном нам списке Лауреатов премии имени Д. Д. Шостаковича до сих пор отсутствует имя одного из достойных кандидатов - Эдуарда Артемьева, превосходного композитора и человека.

Роза и Леонид Римские ("Российская музыкальная газета" N2, 2003)

 

 
 
 
     
 
В случае использовния материалов, ссылка на сайт обязательна
© "Electroshock Records", 2004