Эдуард Артемьев: Интервью:  
Светлана Пасхина: «Эдуард Артемьев: Не могу сказать себе стоп»
 

О композиторе Эдуарде Артемьеве не слышал сегодня, пожалуй, только ленивый. Его сочинения звучат в России, Германии, Италии, Венгрии, Канаде, США… Более чем в 120 фильмах прослеживается его музыкальный почерк. Среди них известные картины Никиты Михалкова, Андрона Кончаловского, Вадима Абдрашитова и Андрея Тарковского. А ещё Эдуард Николаевич пишет оригинальные оперы и сочинения для концертных залов, чем также заслужил международное признание.

Недавно Артемьев дал концерт в Ярославле и покорил зрителей своей волшебной, чарующей, удивительно светлой и космической музыкой. Многие даже отметили её исцеляющий эффект: пришли на концерт с головной болью, а её как рукой сняло. На все слова благодарности Эдуард Николаевич лишь застенчиво улыбался и старался побыстрее уйти за кулисы. Он оказался очень скромным человеком, не любящим излишний пафос и хвалебные речи.

— Эдуард Николаевич, 46 лет назад вы начинали свою творческую деятельность, играя на синтезаторе «АНС». А что это за инструмент и в чем его уникальность?
 — Это лучший в мире синтезатор, который построил военный инженер Евгений Мурзин. «АНС» — первые буквы фамилии, имени и отчества Александра Николаевича Скрябина — великого русского композитора, оказавшего влияние на творчество и жизненную философию Мурзина. Инженер стремился к тому, чтобы его синтезатор соответствовал высоким требованиям, которые предъявлял к музыкальным инструментам Скрябин. Не вдаваясь в технические характеристики, могу сказать, что и по сей день «АНС» остаётся уникальным синтезатором по многим параметрам. Сейчас он находится в Московской консерватории, где с недавних пор студенты изучают электронную музыку. Правда, пока только факультативно.

— А как Мурзин вышел на Вас?
 — Евгений долгое время искал маститых композиторов, которые могли бы освоить его инструмент, например, предлагал сотрудничать Мурадели, Шостаковичу, Кабалевскому. Однако те не согласились, сославшись на занятость в оркестрах. И тогда Мурзин обратился к творческой молодежи, представителем которой в 1960 году был и я. Мы подружились, и я стал первым исполнителем на »АНС».

— С тех пор прошло уже немало времени. Синтезатор Мурзина всё же устарел, появились новые модели электронных музыкальных инструментов. Теперь легче стало писать музыку?
 — К сочинительству это не имеет никакого отношения. Синтезатор — всего лишь инструмент для реализации идей, а главное для композитора — ум и душа. Кстати, беда многих современных авторов в том, что они не развивают фантазию, не занимаются настоящим творчеством, а нажимают одни и те же кнопки с модными тембрами. Отсюда однообразие мелодий и скука.

— В исполнительстве есть такое понятие, как пресыщение. Сегодня Вы исключительно востребованный композитор. Бывают ли периоды, когда чувствуете усталость и не можете быстро перейти от одного сочинения к другому?
— Такое возможно. Тем более что я практически не отдыхаю. Я дико устал, но не могу сказать себе стоп, потому как творчески связан с кино. А это конвейер, требующий предельной концентрации и полной самоотдачи. Знаете, если бы не кино, я вообще не состоялся бы как композитор. Я не пробивной, не умею держать удары судьбы.

— Эдуард Николаевич, Вам довелось сотрудничать с совершенно разными режиссёрами, у которых свое очень яркое эстетическое и художественное кредо. Какое отношение к киномузыке у каждого из них и как Вы находили взаимопонимание?
 — Для меня самого это загадка. К примеру, Андрей Тарковский, с которым я работал на съемках «Сталкера» и »Соляриса», очень многогранный, но сложный человек. И отношение к киномузыке у него было неоднозначным: мечтал когда-нибудь выпустить фильм без неё. С Тарковским нелегко было найти общий язык. Он далеко не всегда чётко формулировал творческие задачи, и из-за этого возникали трудности. А вот Никита Михалков приятен в общении. С ним легко, так как он знает, чего хочет, и даже подсказывает, если что не так. Несомненно, одаренный человек Андрон Кончаловский. Но сотрудничество с ним для композитора не мёд. Андрон отлично разбирается в музыке, сам играет на фортепьяно, поэтому подолгу мучает авторов, предлагая различные варианты сочинений. Иногда он даже поражает меня своими познаниями. Я играю, а Кончаловский вдруг говорит: «Вот этот фрагмент должен быть как у Брамса, а вот здесь больше подойдет Шостакович…»

— Вы сказали, что работа в кино — это конвейер, сложное производство, требующее самоотдачи. Влияет ли дисциплинированность Артемьева-композитора на распорядок жизни Артемьева-человека?
 — И да, и нет. Я всегда готов трудиться. Но это скорее не дисциплина, а страх потерять работу, страх разорения и нищеты. Нас запугали ещё в советские времена, когда за невыполнение обязанностей перед киногруппой страдал весь коллектив. Композитор не написал в срок музыку, а премии лишили всех. Вот поэтому я и боюсь останавливаться, чтобы никого не подвести.

— Кто из композиторов оказал и оказывает влияние на ваше творчество?
 — Сейчас уже никто. А раньше — играть я начал с 12 лет — Скрябин, Дебюсси, Стравинский. Когда же я услышал рок-оперу Эндрю Ллойд Уэббера «Иисус Христос — суперзвезда», был поражён до глубины души. Помню, шёл под впечатлением по Арбату, и казалось, что вот-вот в толпе встречу Христа. С тех пор я очень сильно с эстетической точки зрения люблю рок.

— Эдуард Николаевич, когда у Вас всё же выдается время на отдых, как Вы его проводите?
 — Раз в год на две недели уезжаю в тёплые края погреться на солнышке. Я терпеть не могу холода, хотя родился в Новосибирске. Видимо, в детстве и юности так намёрзся, что хватило на всю жизнь. Знаете, о чём я мечтаю? Всю зиму не выходить из дома. Но это нереально.

— Есть в мире оптимальное место, где Вам хорошо, тепло и комфортно?
 — Да, Лос-Анджелес, где мы с женой прожили два года. Там круглый год лето.

— Чем занимаются Ваша жена Изольда Сергеевна и сын Артемий?
 — Супруга во многом помогает мне, а Артемий, которому в прошлом году исполнилось сорок, снимает видеофильмы и пишет к ним музыку.

— Вы работаете в паре с сыном?
 — Нет, у каждого свои интересы и задумки. А по жизни поддерживаем друг друга всегда.

Светлана Пасхина
(«Золотое Кольцо» — 19.11.2007)

 

 
 
 
     
 
В случае использовния материалов, ссылка на сайт обязательна
© "Electroshock Records", 2004