Electroshock Records: Обзоры:  
Electroshock Presents: "Electroacoustic Music. Vol. IX" (Electroshock Records 2004, ELCD 044)
 

11 tracks. Total time - 78:30.



В этом обзоре, речь пойдет о компакт диске лейбла Electroshock Records "Electroacoustic Music. Vol. IX". Казалось бы, в данном случае нужно подвести черту и оглянутся назад, чтобы посмотреть, на то, что произошло в электронной музыке, какие тенденции и концепции появились за последнее время. Я этого делать не стану. А расскажу на примере данного компакт диска о том, что представляет собой электронная, а именно электроакустическая музыка. Среди огромного и разнопланового океана музыки, электроника и электроакустика, может показаться монохромным сочетанием цвета и звука. Но мы, любители и ценители этого не столь популярного ответвления в музыке, знаем, что это не совсем так. Она полихромная, с большими спектральными возможностями. Увы, не каждый может это услышать. Минимализм, "noise", "ambient", электроакустика, для кого-то может показаться "Черным квадратом" Малевича. А для нас - то же "Черным квадратом", но только под другим углом зрения. Под углом философии, психоаналитики, собственного восприятия действительности. Картина Малевича - не просто черное пятно на белом фоне. Если подойти с точки зрения колористки, именно в черном цвете собраны абсолютно все цвета и оттенки. Так и в электронной музыке. Минимализм предстает в полихромном свете, впитавшем помимо одинокого звука, концептуальную "задумку" автора. Слушая эту музыку под другим углом восприятия, очевидным является то, что звукоряд полихромной гамы, выстраивает необычную картину восприятия мира. В композиции Готфрида Михаэля Кeнига (Gottfried Michael Koenig), музыка минималистична, выдержана, но в то же время носит полихромную окраску. Сквозь монотонный гул, сквозь "черный сгусток" материи, не уверенно пробивается звук. Ломаные и острые сочетания, создают из звуковых отрывков сюрреалистические коллажи. Комбинация разнородных аудио-фрагментов с записями акустических инструментов и голосом на заднем плане, это пример того, как искусно манипулируют коллажной музыкой Родриго Сигал (Rodrigo Sigal) и Симон Викхэйм-Смит (Simon Wieckham-Smith). По своей сути электроакустика, не всегда может, опирается на электронные звуки. Основным каркасом, может служить гитара, скрипка, фортепиано, или же либо любой другой инструмент, не обязательно западноевропейский. Электронные звуки заполняются между остовами каркаса - звуковой фон, не броский и не навязчивый. Использование такого принципа ярко видно в композиции Марка Кулей (Mark Cooley), который в качестве каркаса использует акустическую гитару, моментами искажая звук. В 70-х - 80-х среди музыкального андеграунда существовал интересный метод создания музыки. Музыку, в прямом смысле этого слова, склеивали из магнитофонных лент ("tape music"). Таким образом, создавался аудио коллаж. Получались интересные и необычные, по своему звучанию, композиции, или даже мини пьесы. В нашем дигитализированом мире, коллажная музыка пользуется не малым успехом в узком андеграундом кругу. Но теперь она уже не склеивается из пленок, а создается при помощи компьютерных программ. К такой музыке прибегает Вивьен Адельберг Рудов (Vivian Adelberg Rudow), чья коллажная композиция представлена в сборнике. Непонятные, разно-звуковые всплески, неожиданно наступающая пауза, многозначительное название не открывает нам сути, вложенной автором. Или открывает? Но мы пропустили ее, в одном из треков Симона Викхэйма-Смита (Simon Wieckham-Smith). Волнообразное звуковое колебание эффекта эха, длящегося полторы минуты. А далее - трек с зацикленным словом "Unsafeday" или искаженно-растянутым "Brickcliff" повторяющимся на протяжении почти двух минут. Что нам хотел сказать этим автор? Минимализм?! Интересно, о чем думает музыкант в процессе создание музыки? Задумывается ли он о концепции, того, что выливается из-под его пальцев? Мне кажется, когда один трек сменяет второй, третий, четвертый, создается логическая цепочка. Электронная и электроакустическая музыка имеет основные правила построения композиции, как и любая другая. Прелюдия, основная часть, как доминанта, и финал - алгоритм любой композиции. Но бывают и исключения. В "Русалки", Виктора Церруло (Victor Cerullo), мелодия, напоминает медленное падение, капли на гладкую поверхность воды, которая образует радиальные затихающие волны на водном пространстве. Этот монотонный, минималистический трек указывает на то, что даже в композиции, которая практически не меняется в своей структуре, присутствуют все законы построения музыки. Они еле заметны, и для обычного обывателя могут показаться монотонной кашей. "Electroacoustic Music. Vol. IX", не назовешь диском популярной музыки этого года. На мой взгляд, цель его, не пропаганда необычного стиля, который нужно понять, переварить и разобраться, чтобы не отстать от модных тенденций поп культуры. Этот альбом часть субкультуры. Часть андеграунда. Часть музыки мира, которой неведомы рамки времени и модные тенденции, которые так явно навязываемые массовой культурой.

Денис Носов ("DGM")

 

 
 
 
     
 
В случае использовния материалов, ссылка на сайт обязательна
© "Electroshock Records", 2004