Electroshock Records: Обзоры:  
Электрошок представляет: "Электроакустическая музыка. Том VII"
(Electroshock Records 2002, ELCD 026-027)
 

Диск #1 - 10 композиций. Время звучания - 73:24.

Диск #2 - 10 композиций. Время звучания - 74:27.



Седьмой том в серии электроакустической музыки российского лэйбла "Electroshock Records" является двойным диском. Он сочетает в себе работы европейских, израильских, североамериканских и южноамериканских композиторов. Музыка будет интересна широкому кругу слушателей, от любителей академической электроакустики до приверженцев аналоговой школы электронной музыки семидесятых. Как и любой другой подобный сборник (где нет центральной, основной идеи), встречаются работы удачные и нет, но удачных, всe же, больше. Наиболее сильный материал на первом диске принадлежит Claire Laronde, чья музыка уже была представлена в предыдущем томе. Еe тринадцатиминутная композиция "Les Particules de la Perception" не является чем-то принципиально новым, однако это всe же очаровательная электроакустическая вещь. "Air to Air, Part 1" Roderik De Man и "Flashpoint" Robin Julian Heifetz используют в качестве источника звука акустический инструмент (басс-кларнет и виолончель, соответственно) и также являются жемчужинами диска. Второй диск начинается с 36 минут музыки (разделeнных на две части, обе исключительно поэтичны) неоценeнного по достоинству бразильского композитора Jorge Antunes. Jose Mataloni из Аргентины дополняет южноамериканскую составляющую диска своей композицией "Tiempo Dos". В числе неудачных работ следует назвать композицию "Sen Paranoika 28" Michal Bukowski. Вещь в духе "Tangerine Dream", которая звучит несовременно среди других работ диска. Деконструктивный ди-джейский сет Arie Shapira под названием "Gustl in Theresienstadt" звучит неубедительно, а "Dissolving in the Void" от Oophoi не дотягивает до уровня материала, представленного в его альбоме "Bardo", который был выпущен на "Electroshock Records" одновременно с данным сборником. Любители электроакустической музыки могут считать "Electroshock Presents: Electroacoustic Music. Vol. VII" достойным дополнением к своей коллекции, уже хотя бы благодаря композициям Laronde и Antunes.

Francois Couture ("All-Music Guide")



Седьмой том серии сборников "Electroacoustic Music" российского лэйбла "Electroshock Records" показателен для экспериментальной/эмбиент музыки со всего мира. Большинство композиций были написаны за последние два года, однако одна из наиболее протяжeнных сюит датирована 1969 / 1970 годами и написана Jorge Antunes из Бразилии. Эта опера в четырeх частях длится почти семнадцать минут и занимает более одной пятой второго диска, а первый диск, в свою очередь, открывает тринадцатиминутная экспериментальная эмбиент-нойз симфония в трeх частях француженки Claire Laronde. Как следует из названия, кроме преимущественно электронных композиций большинства артистов, представленных здесь, есть очень интересные вещи, сосредотачивающие внимание на использовании, злоупотреблении и манипуляции с акустическими инструментами, как, например, кларнет голландца Roderik De Man; или же красивая протяжeнная композиция для множества виолончелей и шумов мексиканца Rodrigo Sigal; или взрывная и хаотичная вещь, включающая множество духовых и оркестровых инструментов с индустриально-шумовыми вкраплениями американца Robin Julian Heifetz. Среди прочих артистов такие личности, как довольно хорошо известный Vidna Obmana (Бельгия), Geert Verbeke (Бельгия), Lukazs Szalankiewicz (Польша), Michal Bukowski (Польша), Jose Mataloni (Аргентина), Oophoi (Италия), Arie Shapira (Израиль), MirjamTally (Эстония) и "Eternal Wanderers" (Россия). Стоит поаплодировать за то, что мало известным артистам из Южной Америки и Восточной Европы, редко выпускающимся на подобных сборниках, предоставили возможность доказать, что в этих отдалeнных регионах тоже присутствуют хотя и небольшие, но всe же экспериментальные течения в музыке. Этим диском стоит гордиться, не говоря уже о его ценности с музыкальной точки зрения - ведь он задокументировал историю сегодняшней экспериментальной электроакустической музыки.

P.S. Кстати, поскольку раньше при написании рецензий на диски данного лэйбла я этого не делал, пора исправить ситуацию. Речь идeт об искренней похвале, которую заслужили дизайн и оформление всех дисков, выпущенных на "Electroshock Records". Здесь всегда сочетаются стиль и красота, отличные фотографии и смачный цифровой коллаж. За элегантное и отточенное визуальное оформление ответственен Константин Галат (kg_spy@mail.ru) , и это придаeт всем электрошоковским дискам особенность и делает их внешний вид очень привлекательным.

Marc Urselli-Schaerer ("Chain D.L.K.")

Седьмой выпуск сборника электроакустической музыки представляет собой два компакт-диска, каждый из которых имеет полноформатное 73- 74 минутное звучание. Первый CD открывает трехчастная композиция "Les Particules de la Perception" (трэки # 1, 2, 3) француженки Claire Laronde. Это произведение, выполненное в жанре "чистой" электроакустики, построено на нарастающем по интенсивности чередовании различным образом обработанных звуков (от отдельных фортепьянных нот, стуков и колокольных позвякиваний до шума идущего поезда). Все три части выстроены по единому композиционному принципу. Известный бельгийский проект "Vidna Obmana" представлен одиннадцатиминутной записью "In Memory of Morton Feldman" (трэк #4), выполненной в жанре электроакустического амбиента и напоминающей "Mysticism of Sound" А. Артемьева - с плотным и насыщенным, ровным и низким тембром. Далее следует пьеса "Old Peach Tree" (трэк #5) другого бельгийского автора - Geert Verbeke. Она состоит из поочередно сменяющих друг друга звучаний - сначала басовых нот, взятых на фортепьяно с отжатой педалью, затем перезвона железных пластин - записанных с применением современных электронных средств препарирования и микширования звуковых дорожек. Однако в данном случае это более современный академический авангард, нежели электроакустика. Примерно в этом же ключе решена следующая вещь - первая часть композиции "Air to Air" (трэк #6) маститого академического авангардиста из Голландии Родерика де Мэна (Roderik De Man). Она предваряется вводным текстом, после которого следует сама музыка: вибрирующие пассажи кларнета на фоне препарированных оркестровых звучаний, доводимых в кульминации до состояния рокочущего шума; и опять небольшой заключительный текст. Произведение "Tolerance" (трэк #7) мексиканского автора Rodrigo Sigal продолжает намеченную компиляторами альбома линию пьес для реального акустического инструмента (в данном случае - виолончели) и электроакустического сопровождения - приглушенных шумов и голосов. Как логическое продолжение, слушателю предлагается оркестрово электроакустическая фантазия "Flashpoint" американца Robin Julian Heifetz, наполненная неожиданно возникающими резкими звуками как реальных инструментов, так и препарированных шумов. Завершают первый компакт-диск сборника две небольшие (по 4-5 минут) электронные миниатюры польских авторов - "Glodne Duchy" (трэк #9) Лукаша Жаланкевича (Lukazs Szalankiewicz) и "Sen Paranoika" (трэк #10) Михала Буковского (Michal Bukowski). Однако это совершенно разные произведения. Авангардная "Glodne Duchy" насыщена электронными тембрами, записями шумов и препарированных голосов. "Sen Paranoika" гораздо ближе к традиционной "немецкой" (секвенсорной) электронной музыке с еe четкой и выверенной ритмикой и характерными тембрами аналоговых синтезаторов. Второй CD более строго выдержан в рамках чистой электроакустической музыки. Фактически, вся первая половина альбома (36 минут из 74-х) отдана произведениям известнейшего бразильского композитора Jorge Antunes. Открывает CD четырeхчастная "Historia De Un Pueblo Por Nacer o Carta Abierta A Vassilikos Y Todos Los Pesimistas" (трэки #1-4), каждая часть которой построена по принципу нарастающей интенсивности звучания, в которой в кульминации превалируют шумовые электроакустические тембры. В четвертой части неожиданно возникает мелодия "Интернационала", которая затем вновь рассыпается на отдельные несвязанные звуки. Электроакустический коллаж "Vitraux MCMXCV" (трэк #5) также принадлежит вышеупомянутому бразильскому автору. На протяжении почти двадцатиминутного звучания перед слушателем неторопливо разворачиваются сменяющие друг друга шумовые картинки - от тихого позвякивания (словно кто-то задумчиво перебирает связку жестяных гардеробных номерков) и топота детских ног, до звуков бьющегося стекла, шума митинга и интенсивных синтезаторных глиссандо. Пьеса "Tiempo Dos" (трэк #6) аргентинца Jose Mataloni также выдержана в жанре "чистой" электроакустики - фрагменты звучания скрипичных (смычковых) инструментов на фоне детских голосов, жужжания мух, глухих взрывов фейерверка, стука барабанов... Автор следующей композиции - "Dissolving in the Void" (трэк #7) - скрывается за псевдонимом Oophoi (настоящее имя - Gianluigi Gasparetti). "Растворение в пустоте" - глубокий электроакустический амбиент, столь характерный для творчества этого итальянского композитора: в ровном и низком звуке на фоне гулкой ритмической пульсации неясно угадываются отдельные составляющие его голоса и тембры. Произведение "Gustl in Theresienstadt" (трэк #8) израильского автора Arie Shapira составлено из перемешанных между собой очень коротких (доли секунды) клипующих фрагментов различных фонограмм (включая радиопомехи). Постепенно из этого мельтешащего заикания появляется женский голос, поющий бесхитростную и грустную еврейскую песню. Девятый трэк - первая часть из цикла "Mythos", автором которого является Mirjam Tally из Эстонии. Это довольно ровное электроакустическое произведение, представляющее собой наложение множества записей препарированных звучаний различных инструментов, усиленных реверберацией. И завершает альбом семиминутное электронное "Message from Space" ("Послание из космоса" - трэк #10) российского
проекта "Eternal Wanderers" - насыщенный и пульсирующий электронный саунд, на фоне которого угадывается, возникает и вновь скрывается чей-то бесстрастный голос. Несмотря на то, что на этом сборнике оказались произведения авторов из самых разных стран - от Европы до Латинской Америки - определить национальную принадлежность каждого из них "на слух" оказывается практически невозможно. Это еще раз доказывает что электроакустическая музыка - интернациональное явление, в котором композиторы всего мира говорят на одном общем языке.

Максим Клепиков

 

 
 
 
     
 
В случае использовния материалов, ссылка на сайт обязательна
© "Electroshock Records", 2004