Electroshock Records: Обзоры:  
ЭЛЕКТРОШОК ПРЕДСТАВЛЯЕТ: "ЭЛЕКТРОАКУСТИЧЕСКАЯ МУЗЫКА. ТОМ VI"
(Electroshock Records 2000, ELCD 020)
 

07 композиций. Время звучания - 69:21



Современное электроакустическое направление родилось из "конкретной музыки" французских композиторов-авангардистов - Эдгара Вареза, Пьера Шеффера, Франциса Дюмона - которые начинали свою работу еще в довоенные годы. Пожалуй, наиболее активно оно стало развиваться после второй мировой войны, когда с появлением первых серийных промышленных магнитофонов композиторы получили возможность качественной записи и обработки не только голосов традиционных музыкальных инструментов, но и природных звуков. Девизом композиторов того времени были слова из манифеста итальянских футуристов Балилла Прателла и Луиджи Руссоло: "Необходимо разбить узкий мирок чисто музыкальных звуков и завоевать бесконечно богатый мир звукошумов". Появление совершенных синтезаторов, способных самостоятельно создавать и воспроизводить все мыслимые и немыслимые звуки, дало композиторам практически безграничную возможность самовыражения. Так произошло превращение "конкретной музыки" в музыку электроакустическую.

Однако до сих пор широкий круг отечественных слушателей знаком с этими направлениями лишь понаслышке. Например, представление о "конкретной музыке" большинство их них имеет лишь по пародийному номеру из "Необыкновенного концерта" кукольного театра имени Образцова (помните "нежный аккорд водно-бачкового инструмента"?). Компакт-диски знаменитой серии сборников "Электрошок представляет: электроакустичесая музыка" дают слушателям замечательную возможность познакомиться с этими интереснейшими направлениями непосредственно "в оригинале".

Не стал исключением и шестой выпуск этой серии. На нем представлено семь композиций, выполненных в жанре "чистой", "рафинированной" электроакустической музыки. Их авторами являются как молодые, так и известные и авторитетные композиторы, мастера жанра из самых разных стран: Великобритании и Бразилии, Литвы и Италии, Испании и Финляндии. Нет смысла перечислять здесь их имена и названия композиций - все эти данные представлены на альбомном буклете.

Не сделаю открытия, если скажу что большинство молодых слушателей современных авангардных и свободных музыкальных направлений вышло из рядов любителей рок-музыки, причем наиболее сложных, "прогрессивных" ее форм (кстати, возможно поэтому записи произведений таких композиторов как John Cage, Karlheinz Stockhausen или Terry Riley сейчас активно тиражируются нашими аудиопиратами наравне с альбомами арт- и джаз-рока). Именно этому кругу слушателей я в первую очередь рекомендую внимательно ознакомиться с релизами лейбла "Электрошок". Попробуйте окунуться в мир самых невероятных шумов и созвучий, научится ценить мастерство записи и обработки звука, различить сложные композиционные построения в казалось бы бессвязных скрипах и стуках. И когда вас захватит фантазия мастеров электроакустической музыки, вы с удивлением обнаружите что, например, студийный альбом пинкфлойдовской "Аммагаммы" - на самом деле весьма незатейливая и очень наивная вещь. Не верите? Для начала сравните, хотя бы, первые альбомы "tangerine Dream" с записанными на несколько лет раньше электронными произведениями отечественных академических композиторов (компакт-диск "Electroshok Presents: Electroacoustic Music, Vol. IV. Archive Tapes. Synthesizer ANS (1964-1971)" (ELCD 011) и почувствуйте разницу...

В заключение хотелось бы сказать несколько слов об отличном качестве не только музыкальных записей, но и оформления релизов лэйбла "Electroshock Records". Высокий уровень полиграфического исполнения, благородный сдержанный стиль и безупречный художественный вкус дизайнера Константина Галата давно стали "визитной карточкой" всех издаваемых здесь компакт-дисков.

Максим Клепиков



Помните первые годы существования "Tangerine Dream", когда это было не больше, чем просто название, на счету которого было лишь несколько альбомов? Так вот, эти времена первопроходцев электроники, похоже, служат опорой для деятельности лейбла "Electroshock Records". На этом лейбле вышло пять новых дисков, которые подтверждают тот факт, что компания является одной из ведущих в мире в том, что касается оригинальности музыкального материала. Я знаю, что существует некоторое количество замечательных лейблов, которые в своей специализации опираются на подобные ранние электронные звуковые ландшафты, и мне нравится подобный материал. Я считаю, что чем его больше, тем лучше. Последний из дисков, вышедших в 2000 году - "Electroshock Presents: Electroacoustic Music. Volume VI". Эта серия сборников электроакустической музыки просто обязательна для всех. Эти альбомы не только позволяют ознакомиться с продукцией "Electroshock Records", но и предлагают слушателю изумительный выбор из звуковых ландшафтов, экспериментальной, структурированной и даже секвенсорной электронной музыки, написанной различными музыкантами. Этот альбом - отличный источник информации, как по музыке, так и по артистам. И это ещe не всe, поскольку музыканты, музыка которых представлена здесь, собраны со всех частей света. Данный сборник начинается композицией Francesco Galante "El Mio Paese e la Notte". Очевидно, что музыкант из Италии, а с таким именем, как Francesco, неудивительно, что некоторые моменты трека напомнили мне музыку Zappa в его наиболее экспериментальной манере. Ещe можно сказать, что это довольно страшноватая и нервирующая композиция с большим количеством жeстких звуковых сэмплов. Всего на сборнике семь треков. Здесь присутствуют артисты из Шотландии, Финляндии, Великобритании, Испании и Бразилии. Несправедливо только то, что выделить что-либо невозможно: все композиции отличные, позволяющие заглянуть в мировую паутину электронных умов.

David W. Hughes ("Modern Dance")

 

 
 
 
     
 
В случае использовния материалов, ссылка на сайт обязательна
© "Electroshock Records", 2004