Electroshock Records: Обзоры:  
Станислав Крейчи: "Голоса и движение"
(Electroshock Records 2002, ELCD 023)
 

07 композиций. Время звучания - 73:55.



На своeм втором диске, выпущенном на "Electroshock Records", Станислав Крейчи вновь предлагает вниманию слушателя странный электроакустический коктейль. Он создаeт коллаж из клавишных, сэмплов, звуков старинного синтезатора АНС, и Овалоида, этакую металлическую скульптуру из звука. "Rhapsody in Rorschach" сочетает металлические звуки с пространственными синтетическими конструкциями и включает в себя появляющуюся время от времени тему, более чем намекающую на начальные моменты классического телевизионного сериала "Star Trek". Главный опус диска - сюита "Four Fantasies", которая является импрессионистской иллюстрацией четырeх времeн года (каждая композиция длится примерно девять минут). Эти треки составляют как бы плотно сотканный ковeр, некий цикл, при этом каждая часть заимствует некоторые элементы из предыдущей, но добавляет свои собственные специфические звуки. Выбранная палитра для каждого сезона несколько предсказуема, однако исключительно уместна: вой волков и поющие голоса для зимы, журчание тающего снега для весны, пение птиц для лета и, наконец, вой ветра, церковные колокола и скорбные голоса для осени. Некоторые мелодичные фигуры (в основном, пение птиц и сэмпл с человеческим голосом) слишком часто повторяются, доводя всю работу почти до того момента, когда она постепенно начинает надоедать, но в итоге альбом всe-таки слушается с удовольствием. Простое сочетание французского рожка и электроакустических звуков в композиции "Ruins in the Waste" предлагает слушателю интересный контраст. Пьеса, по названию которой назван диск, состоит из сэмплов голосов и оркестра в сочетании со звуками синтезатора АНС и эффектами, подобными тем, что используются в кино. Всe слишком разрозненно и в целом не так интересно как то, что звучало до сих пор. Альбом "Voices and Movement" доказывает ещe раз, что российские композиторы смотрят на электроакустику совсем с другой перспективы, нежели французы, британцы или канадцы.

Francois Couture (All-Music Guide)



"Voices & Movement" ("Голоса и движение") - уже второй авторский альбом Станислава Крейчи, выходящий на лэйбле "Electroshock Records". Эта работа выполнена в том же ключе, что и предыдущая ("ANSiana" - 2000, ELCD 016) - так называемая "конкретная музыка", включающая в себя записи и сэмплы всевозможных реальных шумов, звуков и музыкальных фрагментов, объединенных общей электроакустической канвой и неповторимым звучанием синтезатора АНС, созданного в конце 50-х годов XX века выдающимся русским инженером Евгением Александровичем Мурзиным. Надо сказать, что именно Станислав Крейчи является хранителем этого уникального инструмента. На альбоме "Voices & Movement" в общей сложности представлено четыре композиции: цикл из четырeх фантазий и три самостоятельных произведения. Открывающая альбом восемнадцатиминутная "Rhapsody in Rorschach" выстроена, казалось бы, из самых разнородных элементов (как и положено рапсодии по определению) - от пения тибетских монахов до полифонических бахообразных пассажей - создающих в итоге единое, цельное произведение. Далее следует цикл "Four Fantasies", посвященный временам года. Фантазии так и называются: "Winter" (трэк #2), "Spring" (трэк #3), "Summer" (трэк #4) и "Autumn" (трэк #5). Это совершенно невероятное и полностью органичное объединение загадочных звучаний, рожденных в оптическом чреве АНС, шумов, звуков природы и фольклорных русских мотивов. Такого мне ещe не приходилось слышать! При этом композиция каждой из фантазий выстроена безупречно и с математической точностью. Звуки реальной природы (крик волка или уханье совы, журчание ручья или шум грозы), деликатно "окрашенные" синтезатором АНС, обрамляя начало и конец каждой из четырех частей, логически подводят слушателя к кульминации: фрагментам в исполнении фольклорного хора - рождественских колядок или купальских игрищ. Все вместе вызывает самые яркие эмоции и почти осязаемые зрительные образы. Последняя из фантазий -"Autumn" пронизана уж совсем надрывающей душу тоской. Нельзя же так! - у меня это время года (даже такая глухая пора как начало ноября) всегда вызывало более светлые ассоциации. Кроме того, именно в это время лучше всего работается... За циклом из четырeх фантазий следует сумрачная десятиминутная пьеса "Ruins in the Waste" (трэк #6), наполненная засэмплированными звуками далeких труб и мерным звоном овалоида (металлического инструмента, созданного автором), напоминающим погребальный колокол. Завершающая альбом одноименная композиция "Voices & Movement" целиком выдержана в жанре "конкретной музыки". Практически никаких мелодий или даже отдельных музыкальных нот - лишь звук шагов, шум городских улиц, отдельные людские голоса, фрагменты фонограмм, многократно усиленные и объединенные звукозаписывающей аппаратурой. Если говорить о субъективных впечатлениях, то альбом "Voices & Movement" показался мне подчинeнным единой идее, единому замыслу автора, более цельным, чем предыдущий ("ANSiana" - 2000 ELCD 016). Последний больше напоминал сборник, коллаж из разнообразных и разноплановых авторских сочинений, демонстрирующих различные стороны его творчества.

Максим Клепиков

 

 
 
 
     
 
В случае использовния материалов, ссылка на сайт обязательна
© "Electroshock Records", 2004