Electroshock Records: Обзоры:  
Алексей Борисов: "Polished Surface of a Table" (Electroshock Records 2004,ELCD 037)
 

13 композиций. Время звучания - 51:19.



Синтез искажeнной материи "noise music" со звуками окружающей среды и голосами, записанными в студийных условиях - это последний альбом Алексея Борисова. Звуки толпы, человеческие голоса, убеждают, что "Polished Surface of a Table" не совсем музыкальный альбом, а скорее, нечто вроде, радиопостановки. Этот диск, я бы назвал звукошумовым спектаклем, а Алексея Борисова режиссером звука и шума. Скрипы, свист, тягучесть звука, переходящего в шум, треск и громыхание - это "noise music". Ударные, в некоторых треках - это ритм, слегка наложенный на полифонию "noise music", и тем самым, формирующий основу всего диска. Структура альбома сложна и многогранна. В некоторых композициях "noise music" минималистична, в других - она сложна из множества слоев, переплетающихся и создающих полифонию звука, полифонию шума. Тематические линии в каждом слое, звучат по-разному. Наложение слоев, не вызывает дисгармонии, при желании их можно услышать в отдельности. Они слаженно взаимодействуют, создавая интересные звуковые сочетания шума. Важный фактор композиций Алексея Борисова - голос. Человеческий голос! Музыкант использует его, как главную доминанту, в своем произведении. Слушая "Polished Surface of a Table" появляется ощущение, что медленно вращаешь ручку старого коротковолнового радиоприемника. Имитация радио-эфира, в неком роде формирует структуру треков. Но эта идея, на мой взгляд, не является главной. Это лишь часть произведения. А что же тогда главное в "Polished Surface of a Table"? А главное то, что музыкант использует голос, как доминанту, как важную часть своего проекта. Альбом "Polished Surface of a Table" необычен своей подачей и звучанием. В нем не найдешь чего-то похожего, и не скажешь, что это уже было. Нет, наоборот. Этот последний музыкальный проект московского композитора, думаю, понравится любителям электронной музыки, своей неординарностью и незакомплексованостью, в аспекте эксперимента над шумом.

Денис Носов ("DGM")

 


Фраза “Полированная поверхность стола” настраивает на незатейливо-эмбиентный лад - ждёшь, что музыка будет растекаться по этому воображаемому столу неторопливо и скучно, ведь сам по себе данный объект не располагает к буйству фантазии и, если чем и может привлечь внимание, то только игрой световых бликов на полированной поверхности. Между тем уже на второй минуте Revlon кажется, что стол Борисова представляет собой скорее большую терку, по которой медленно ведут…ну, например, куском пенопласта или чем-то похожим, собирая получившиеся крошки и уже из них формируя какие-то объекты.
Ладно, хватит о столах. Может быть, это только образ, предмет вдохновения наравне с чашкой утреннего кофе, первой затяжкой сигареты и программой новостей из хрипящего приемника - антураж, натолкнувший автора на мысль о создании альбома. А может быть, им двигало что-то другое - неважно. Алексей Борисов вообще неохотно расставляет ориентиры для слушателя, предпочитая иметь дело с абстрактными понятиями, фиксироваться на чистоте и индивидуальности каждого звука и не стремится объяснять, почему все происходит так, а не иначе. На Polished Surface of a Table мы имеем дело с шумовыми конструкциями, в подчас нелогичной сумятице которых находится место для пиковых сигналов осциллятора, компьютерных вариаций на тему электроакустики, уличному шуму и акустике замкнутых пространств, абразивному треску, писку, скрежету и утробному гулу электрических цепей. Редкие композиции имеют четко выверенную структуру - чаще всего создается впечатление хаоса, но хаоса управляемого, словно все шумы придерживаются четкой программы, созданной компьютером, логика которого, не подверженная эмоциям, далека от человеческой. Нечто подобное наблюдалось на самых экспериментальных (и самых спорных) альбомах Autechre: “Chiastic Slide” и “Confield”, когда авторы отстранились от создания музыки, уступив место программным алгоритмам. Впрочем, человеку среди этого нагромождения смыслов и конструкций тоже нашлось место, и место это далеко не на галерке. Борисов внедряет в шумовой поток голоса - свой и своих коллег по различным проектам, в частности Дмитрия Зубова и Анжелы Манукян (как же лихо опустил Борисов её чудесный голос в пучины digitalnoise в Dew, словно намекая, мол, это вам не “Волга”!). Они наговаривают странные тексты, в семантической кодировке которых, наверное, и зашифрован смысл альбома, жаль только, что большинство слушателей (и я в том числе) этот код взломать не смогут, и для них эти путанные нагромождения слов так и останутся психоделическим бредом, выдаваемым с абсолютной серьезностью. Стоить отметить и некоторую ретроспективность альбома, наличие отсылок к предшествующему творчеству Алексея - он и соратников пригласил “побредить”, и гитарные партии, отсылающие к его “проспектному” творчеству внедрил в L.Y. Match, и про вкрапления электронного бита с угрюмым бэкграундом не забыл, напоминая о F.R.U.I.T.S.”.

Не скажу, что до конца понял этот альбом. У Борисова слишком специфический стиль, очень личный, многим его заигрывания со звуком недоступны для понимания по вполне объективным причинам. Скажу только, что это было интересно. Остальные выводы рекомендую сделать самим.

Сергей Орешкин

 

 
 
 
     
 
В случае использовния материалов, ссылка на сайт обязательна
© "Electroshock Records", 2004