Electroshock Records: Обзоры:  
Oophoi: "Бардо"
(Electroshock Records 2002, ELCD 024)
 

04 композиций. Время звучания - 74:23.



“Бардо” в буддизме означает промежуточную стадию между одним явлением и другим. В узком смысле – это переходное состояние между смертью и перерождением. Композитор Джанлуиджи Гаспаретти, известный как Oophoi, своим новым альбомом увлекает в область потустороннего. Мрачноватый эмбиент ведет нас по всем уровням бардо от суеты к абсолютной гармонии. Четыре композиции альбома – четыре ступени к просветлению: от созерцания к полному растворению, тропой света к следующему рождению. “Бардо” – очень медитативный альбом, пронизанный сакральной атмосферой. Oophoi сплетает тончайшее звуковое полотно из электроники и “живых” инструментов (флейты, гонга, тибетской поющей чаши), и вкрапляет в него едва уловимые голоса. “Бардо” ведет к очищению души от всего суетного, прояснению ума, осознанию неразрывного единства человека и природы.

Юлия Козырева (“Electroshock Records”)

 


Чтобы быстрее прийти к просветлению, за прочтением буддистских трактов, стоит послушать новый альбом итальянского композитора Джанлуиджи Гаспаретти, известного как Oophoi. Необходимый эффект обеспечен. Для удобства композитор разложил по полочкам то, что в буддизме принято называть “четыре благородные истины”. А именно: существование страдания, его причина, состояние освобождения и путь к нему. Четыре композиции Bardo” неким образом озвучивают эти сакральные категории. Альбом состоит из спокойной умиротворяющей музыки. Не исключено, что подойдёт и тем, кто предпочитает Будде Иисуса..

Александр Голубев (“Free Time”, Санкт - Петербург)



"Bardo" - первый импортный альбом, выпущенный на российском электронном лэйбле "Electroshock Records". Oophoi - псевдоним итальянского композитора Gianluigi Gasparetti, композиция которого уже была включена в сборник "Electroshock Presents: Electroacoustic Music Vol. VII". "Bardo" вышел вслед за альбомом "Athlit", выпущенном на лэйбле "Hypnos" и продолжает углубление в мир амбиентной спиритуальной электроники. В тибетском бардо существуют шесть уровней сознания, или медитативного прохождения через жизнь от рождения к смерти. Oophoi описывает четыре из них в протяжeнных композициях (от 12 до 29 минут). В наслаивающиеся друг на друга воздушные звуки синтезаторов и электроники привнесены флейты, гонги, тибетские поющие чаши, лeгкая перкуссия и гудящие песнопения. Oophoi не стремится погрузить слушателя в экзотическую атмосферу, хотя элементы духовной тибетской музыки и присутствуют в работе. Ключевое слово здесь - растворение. Ориентиры, воспоминания о земной жизни, знакомые ритмы и звуки - всe растворяется во время прослушивания четырeх композиций диска, оставляя лишь неземные синтезаторные потоки. Выполнено прекрасно, но композиции могли бы быть и покороче. В композиции "Chikai Bardo: Dissolution" достигается интересный баланс между обработанными конкретными звуками (в частности, звуки поезда или подземки ассоциируются с движением, переходом на другой уровень) и синтезированным звучанием. Завершающая композиция "Sipai Bardo: Crossing the Bridge of Existence - The Eternal Cycle" похожа на последовательность потусторонних вздохов, полностью электронная вещь, за исключением гудящих голосов, но в то же самое время очень органичная. Рекомендовано для тех, кто любит созерцать и размышлять.

Francois Couture ("All-Music Guide")



"Bardo" состоит из четырeх длинных композиций, каждая из которых представляет собой серию электронных гудящих звуков с наложением тибетской перкуссии и прочих инструментов, которые после микширования звучат так тихо, что их почти не слышно, но об их присутствии можно догадаться по косвенным признакам. Из пояснительного текста я заключил, что 'Bardo'- это что-то типа восточной медитации, и каждая композиция направлена на то, чтобы способствовать определeнному типу медитации. Композиции не являются музыкой в том смысле, в котором мы понимаем значение этого слова. Гудящие звуки остаются на одной ноте в течение практически всей композиции, и лишь то, что наложено поверх этих гудений, варьируется. В качестве звуковой инсталляции диск замечателен, так как он создаeт вокруг слушателя барьеры, блокирующие любые отвлекающие элементы, и помогающие сосредоточиться на медитации или на каком-нибудь другом занятии. Мне кажется, что Oophoi родом из Италии, и это меня совершенно не удивляет, поскольку, несмотря на обилие заимствований из конкретной музыки, в работе, несомненно, присутствует атмосфера в духе барокко. Всe ещe не могу определить, нравится ли мне этот альбом или нет, поскольку любые определения категории для подобной музыки бессмысленны.

John Peters ("The Borderland")



Oophoi (вторая буква "о" пишется этом в слове с умляутом, т.е. двумя точками сверху, как в русской букве "e") - псевдоним итальянского композитора Жанлуиджи Гаспаретти (Gianluigi Gasparetti). Этот первый авторский компакт-диск г-на Gasparetti, выпущенный на лэйбле
"Electroshock Records", является тем, что принято называть концептуальным альбомом. Название "Bardo" восходит к философии буддизма, где обозначает состояние перехода из одного качества в другое. Различным типам этого перехода посвящены все четыре трэка, представленные на альбоме - например, "Samten Bardo - Contemplation" (трэк #1), или "Chikai Bardo - Dissolution" (трэк #2), и т.д. При этом каждая композиция предваряется небольшим комментарием на вкладыше компакт-диска. Скажем, тот же второй трэк "Chikai Bardo" сопровождается пояснением: "Bardo of the Course of Death. In this state our conscience can experiment, through the dissolution of the five elements of the physical body, that Life and Death are creations of Mind, illusion". ...И Жизнь, и Смерть являются лишь порождением Сознания, иллюзией... (типичный ориентальный солепсизм, между прочим). Таким образом, звуковой материал альбома имеет под собой весьма серьезное философское обоснование. По замыслу автора, каждая из композиций должна стать ступенью в постижении каких-либо высших истин. Однако наша задача - не вдаваться в тонкости онтологических и гносеологических положений восточных религиозно-философских систем, а постараться дать потенциальному слушателю представление о том, что же именно услышит он на данном компакт-диске. "Bardo" является первым по-настоящему амбиентным альбомом, выпущенным на лэйбле "Electroshock Records". Вы не найдете здесь привычной музыкальной череды нот, создающих ту или иную мелодию. Есть только тембры. Музыкальные события заменены особыми статичными состояниями. На фоне низкого равномерного звучания, в одном случае напоминающего гудение роя пчел, покинувшего улей (трэк #1), в другом - гул летящего высоко в небе реактивного лайнера (трэк #2), неспешными волнами накатываются дополнительные тембры, такие же ровные и спокойные, в которых угадываются звук далекого гонга или тибетские мантры. Несмотря на обилие низких частот, эта музыка не является ни мрачной, ни напряженной. Она создает очень спокойное и ровное настроение. Ни одного резкого звука на всем более чем 74-минутном звучании альбома! Информация с буклета приоткрывает дверь в творческую лабораторию композитора - с помощью чего именно создан столь необычный и завораживающий саунд. Помимо традиционных и необходимых в данном случае синтезаторов и современной электронной звукозаписывающей аппаратуры автор использовал также флейты, гонг, перкуссию и реальные голоса... Итак, к вашим услугам все условия для того, чтобы оставшись в темной комнате один на один с музыкой, отправиться в воображаемое путешествие по границе жизни и смерти. Попробуете? Безопасность путешествия гарантируется. Как заметил сам автор, всякое Bardo заканчивается после того, как включится свет...

Максим Клепиков



На Новый Год Дед Мороз положил мне под елочку этот подарок, и я спешу его отрецензировать. Всегда хотелось написать что-нибудь о музыке итальянского музыканта Джианлуиджи Гаспаретти, очень похожим кстати на Дмитрия Нагиева, и скрывающегося за названием Oophoi, но как-то все не получалось. Я даже хотел опубликовать небольшое интервью, взятое у него еще несколько месяцев назад, но он прислал мне один журнал, в котором ведется подробный рассказ о творчестве этого замечательного человека на несколько листов, поэтому работа по переводу затянулась на неопределенный срок. Но начнем, наверное, по порядку. Во-первых, господин Гаспаретти стоит за одной европейской тусовкой, которую организовал он собственноручно со своими друзьями под названием "Deep Listening", а уже только после этого прославился в этих же весьма узких кругах как музыкант. В основном, спектр данного сообщества охватывает всевозможную эмбиентную (как можно догадаться по названию) музыку неэлектронного и в основном неритмичного характера, как сам эмбиент, так и его ритуальные\этно\медитативные виды в лице таких знаменитостей, как Alio Die, Robert Rich, Steve Roach, Mathias Grassow и прочих любителей плавного звука и этноритуальной тягомотины. В рамках "Deep Listening" выходит печатный одноименный журнал, устраиваются сейшены и концерты, также выпускаются самиздатные диски, в связи с чем многие альбомы различных интересных коллективов практически недоступны в связи с чрезвычайно маленькими тиражами. Что же касается Oophoi (кстати, большинство альбомов этого проекта также выходило ограниченными тиражами на CD-R), то я считаю его самой яркой звездой среди этой тусни, с одной стороны сочиняющего вроде бы совершенно простую и однообразную музыку, как это может показаться на первый взгляд (что, конечно же является заблуждением), но с другой стороны не имеющего никаких аналогов в природе. Вот и новый альбом представляет из себя четыре длиннющих трека, в которых на первый взгляд ничего не происходит, и каждая композиция идет на одной определенной ноте, плавно обрастающей мясцом в виде ритуальных песнопений, каких-то постукиваний на камнях (в одном треке слышен даже стук колес электропоезда, что весьма странно для подобного рода музыки). Плавно и красочно, не смотря на минималистичность - вот уж действительно "обволакивающая" музыка. Прислушавшись еще внимательнее, мы заметим очень богатые музыкальные рельефы на фоне плавных звуковых ландшафтов, имеющих весьма положительную атмосферу не смотря на легкую мрачность музыкального материала. Вообще, Гаспаретти большой любитель всевозможных этноритуальных инструментов, из которых многим людям даже не придет в голову извлекать звуки - бамбуковые стебли, водяные чаши, камни и т.д. - всякие такие чудеса, которые он коллекционирует, разъезжая по деревням и различным странам, мы можем услышать в его музыке. В целом, альбом очень приятный и я рекомендую его буквально для любого рода занятий - отдыха, чтения, засыпания или какой-то работы, так как музыка абсолютно не раздражающая и не отвлекающая.

Alexey NP.

 


В отличие от массы обездвиживающих своей монотонностью работ “Oophoi”, альбом “Bardo” в меру разнообразен и насыщен деталями, которые делают прослушивание не скучным и интересным. Диск содержит четыре длинные композиции, каждая из которых должна передать суть Бардо - промежутков между различными аспектами физического и духовного бытия по версии буддийской философии, к коим можно отнести и саму жизнь, которая, как известно, лишь времяпрепровождение между рождением и смертью. Вообще, тема эта довольно сложна и многогранна, и для того, чтобы послушать этот альбом “Oophoi”, не обязательно углубляться в неё с головой - в конце концов, взявший на себя обязательства автор должен сам донести её до слушателя, если он все сделал правильно.
Гаспаретти в этом случае всё как раз сделал правильно. Его актив здесь - не только тягучий и затягивающий со страшной силой гул, которому вторят гипнотические вибрации поющих чащ. Обращение к теме Тибета не обходится без горлового пения, звона колокольчиков, раскатистых гонгов, молитвенных барабанов и традиционной ритуальной музыки, при этом избегая уклонов в приторный “new age”. Так, “Samten Bardo” переносит сразу на вершины Гималайских гор, в древние монастыри. Время здесь действительно замирает, движения из-за разреженного воздуха (что довольно точно передано в музыкальном плане), замедляются, поток мыслей замирает. “Chikai Bardo” растворяет слушателя уже в суматохе города, делая частью себя голоса и шум улиц, механический ритм поездов и неуловимые звуковые миражи, окружающие со всех сторон. Гигант “Chonyi Bardo” (который мог бы быть чуточку покороче, тогда бы из его финала пропала тяжеловесность и монотонность) снова переносит в горные чертоги, являясь самой “тибетской” по своей сути работой - здесь снова звучат ритуальные мантры, звуки вьются вокруг тяжелым и приторным дымом благовоний, вибрации гонгов разгоняют эти завитки дыма и прогоняют злых духов. И, наконец, “Sipai Bardo” - запредельный и довольно мрачный трек, демонстрирующий странствия души в тех мирах, реальность которых обычное “спящее” сознание воспринять не способно. А ближе к концу следует демонстрация того, что вообще-то многие из этих ритуалов не такие уж миролюбивые, как это широко разрекламировано дельцами от религии. Есть у них и темные, и даже пугающие стороны. Тем не менее, загадочность и глубина переданы просто феноменально.
Какие-то моменты “Bardo” автор “Oophoi” многократно использовал в последующих альбомах, многие из которых до этой заданной величины добраться не смогли. Что-то, в свою очередь, перекочевало сюда из более раннего материала, участвуя в создании одного из лучших в дискографии итальянского проекта, и, видимо, одного из самых разносторонних и насыщенных образами диска господина Гаспаретти. Гарантированно настоящее растворение в потоке звуков, после которого сложно будет вновь собрать себя воедино.

Сергей Орешкин

 

 
 
 
     
 
В случае использовния материалов, ссылка на сайт обязательна
© "Electroshock Records", 2004