Electroshock Records: Обзоры:  
Анатолий Переслегин: "Fastgod : E-psalms"
(Electroshock Records 2002, ELCD 028)
 

09 композиций. Время звучания - 75:26.



Российско-израельский композитор электронной музыки Анатолий Переслегин продолжает экспериментировать на библейские темы в своeм втором альбоме для лэйбла "Electroshock Records". В то время как в альбоме "Download the God" содержались лишь намeки на тексты пророков Исайи и Изекиеля в виде мученических инструментальных композиций, в работе "Fastgod: E-psalms" (обратите внимание на сопоставление святого и современных технологий в названии) используются прямые цитаты из Псалмов. Девять песен, являющиеся исключительно литургическими по своей сути, используют голоса тенора Ивана Жмаева и баритона Юрия Валенкова. Мелодии переплетены с синтезаторными текстурами, вместе с редко встречающимися партиями для виолончели (Александр Загорницкий) и обработанными голосами, цитирующими тексты. Хотя источник вдохновения один и тот же, музыка значительно отличается от первого диска. Здесь ритм и беспокойные атмосферы играют меньшую роль. В начальных композициях создаeтся чувство внутреннего умиротворения - даже в песне "Why Hast Thou Forsaken Me" создаeтся настроение безмятежности и смирения со скорбным разочарованием. "The Lord Pays for Debts of Mine" является жемчужиной альбома, благодаря завораживающей мелодии. "Turn Thee to Me" возвращает нас к материалу "Download the God": электронная перкуссия и в целом более мрачная атмосфера, близкая к работам Артемия Артемьева. Композиция в 17 минут не удерживает интерес слушателя, особенно принимая во внимание тот факт, что небольшая длина остальных треков явно является их преимуществом. Этот альбом готической электронной музыки, или "нью-эйджа", если использовать изначальное, менее уничижительное определение, не для слабонервных, но, тем не менее, слушается легко, особенно теми, кто предпочитает тональную музыку.

Francois Couture ("All-music Guide")



Вдохновением для этого альбома послужила Библия, а именно - Псалмы Давида. Девять треков иллюстрируют с помощью музыки цитаты из Псалмов. Также в композициях присутствуют различные электронные фоны, плюс, повторяющиеся фразы, исполненные мужским баритоном. В музыке много различных текстур, и в большинстве случаев она очень скоротечна и энергична. Синтезаторные "голоса" в основном церковного характера - звенящие колокола, орган, гудящие текстуры, блистательные синтетические фразы. Произведение циклично, как и работы Philip Glass, при этом циклы как бы замыкаются на себе, и так накладывается слой за слоем, пока не создастся ощущение, что всe сейчас взорвeтся. На самом деле, в музыке сильно ощущается атмосфера Ада из Старого Завета - это вовсе не оратория, основанная на концепции "доброй маленькой Библии", присущей многим новоявленным христианам. Не могу сказать на сто процентов, но мне кажется, что альбом написан под влиянием музыки Brian Eno, Klaus Schulze, вышеупомянутого Philip Glass, раннего "Kraftwerk", и, возможно даже Karlheinz Stockhausen. Альбом буквально испытывает терпение слушателя чем-то, что можно назвать его "музыкальностью": эту музыку невозможно использовать в качестве фона для других занятий. Анатолию Переслегину удалось создать музыкального монстра. Жюри предстоит решить, является ли работа шедевром или нет.

John Peters ("The Borderland")



"Fastgod: e-psalms" - второй авторский альбом Анатолия Переслегина, выходящий на лэйбле "Electroshock Records". Как и предыдущее произведение композитора ("Download the God" - 2000, ELCD 019), "Fastgod..." также основан на библейском текстовом материале; в данном случае - на Давидовых псалмах. Однако музыка, которую создает Анатолий, очень далека от того, что принято, например, в православной религиозной традиции. При этом оба альбома опираются только на ветхозаветные тексты. Стиль композитора узнаваем: это по-прежнему нервный и напряженный минимализм, исполненный на электронных клавишных инструментах, с привлечением широкого арсенала современных средств звукозаписи. Впрочем, термин "минимализм" в данном контексте употреблен весьма условно, поскольку музыка Анатолия Переслегина не вмещается в рамки каких-либо общепринятых определений и стилей. При внимательном прослушивании она оказывается гораздо богаче и насыщеннее, чем может показаться при поверхностном знакомстве - монотонные репетативные и многократно повторяющиеся отрывистые музыкальные фразы и наложенные друг на друга партии усиливаются различными электронными эффектами. В записи альбома принимал участие не только сам автор, исполнивший и записавший все партии и эффекты электронных инструментов, но и виолончелист Александр Загоринский, а также вокалисты тенор Иван Имаев и баритон Юрий Валенков; звучат голоса декламаторов Александра Шавердяна и Рубена Гаспаряна. Текст псалма приведен на английском языке. Вокальные и голосовые партии исполняются с применением вокодера, лупов, реверберации, часто наложены одна поверх другой и используются композитором как ещe один инструмент в создании общей полифонической звуковой среды. Итак, минимализм? Давидовы псалмы? Первым делом вспоминается работа Стива Райха (Steve Reich) "Tehillim" - 1982 (ECM-1-1215). Казалось бы, оба опуса - и Райха, и Переслегина - выполнены в общем стилистическом направлении на одном и том же материале с привлечением современных способов звукозаписи и исполнения. Однако трудно найти два более непохожих друг на друга произведения, чем эти! В записях Анатолия Переслегина нет никакой созерцательной медитативности. По настроению они более созвучны песчаным бурям Синайской пустыни, сотрясавшим стены пещер, в которых молились ветхозаветные подвижники. Однако "Fastgod..." от начала и до конца остается музыкой нашего времени, со всеми его проблемами, бедами и неотвратимостью грядущего разрушения. Неподготовленному слушателю, впервые решившемуся прослушать этот альбом, далеко не всегда удается выдержать до конца его накал и напряжение. В заключение хотелось бы обратить внимание наиболее дотошных слушателей на то, что нумерация псалмов, используемая в названиях композиций этого альбома, не соответствует той, что принята в православной редакции Библии.

Максим Клепиков



Архитектор Анатолий Переслегин из тех высокообразованных интеллектуалов позднесоветской эпохи, для которых андерграундный рок 80-х оказался более адекватным способом творческого самовыражения, чем основная профессия. Одиночка по натуре, Переслегин пробовал свои силы в артрок-группе "Собаки Мебиуса", но вскоре понял, что ему нужна не ассоциация "Пост-рок" (куда "Собаки" входили наряду с "Нюансом", "Вежливым отказом", "Ночным проспектом" и "Арсеналом"), а собственная звукозаписывающая студия. Много лет Переслегин вынашивал концепцию будущего сочинения. Два года назад фирма "Electroshock Records" выпустила диск Переслегина "Download the God" (русский вариант названия - "Секвенция свыше") - цикл электронных композиций с эпиграфами из книг Исайи и Иезекииля. "Fastgod - электронные псалмы" написаны на тексты псалмов Давида, в которые автор музыки вставляет собственные сентенции из несуществующего 152-го пcалма. Например, к библейскому "Ты извел меня из чрева" (псалом 21, стих 10) добавляется "безумны одержимые наслаждением и болью, бесконечен путь их во мраке страданий". Так и в музыке настоящие голоса двух чтецов и двух вокалистов (тенора Ивана Жмаева и баритона Юрия Валенкова) и звук виолончели (Александр Загоринский) незаметно подменяются компьютерными "двойниками". Хор из реальных и виртуальных голосов перекрывается столь же виртуальным "сверхоркестром"; время от времени сквозь плотную звуковую материю проступают знакомые мелодические силуэты. Получается пафосное, или - как раньше говорили про кино - "тяжелое", произведение в духе Вагнера или Штокхаузена. Но в том, что стоит дослушать "Электронные псалмы" Переслегина до конца, а потом включить проигрыватель еще раз (чтобы уловить все цитаты и аллюзии), нет никаких сомнений. Не случайно уже два международных интернет-ресурса (в том числе и авторитетнейший allmusic.com) тоже рекомендуют диск мало кому известного на Западе композитора из России.

Дмитрий Ухов ("Еженедельный журнал")

 

 
 
 
     
 
В случае использовния материалов, ссылка на сайт обязательна
© "Electroshock Records", 2004