Electroshock Records: Обзоры:  
Antanas Jasenka: "Deusexmachina"
(Electroshock Records 2002, ELCD 025)
 

09 композиций. Время звучания - 55:30.



К настоящему моменту лэйблу "Electroshock Records" удалось поведать миру о довольно необычной эстетике российской электроакустической школы, основанной частично на французской конкретной музыке и частично на "нью-эйдж"-электронике. И вот появляется Antanas Jasenka и его диск "Deusexmachina" - целый альбом фантастического шумового искусства. В альбоме представлены переходы от моментов напряжeнной тишины и медленно поднимающихся фоновых текстур а-ля Francisco Lopez к взрывам резкого жeсткого шума типа Merzbow и Sickness. Между этими двумя полюсами происходит много интересных вещей: кинематографичные сцены, состоящие из сэмплов, совмещeнных с цифровыми эффект-процессорами. Всe это создаeт незабываемую атмосферу. В пьесе "Accsident" струнные, щeтки и сэмплы голосов превращаются в пост-рок интерлюдию, которая затем дегенерирует, превращаясь в хаос из криков и звуков электрической гитары, и напряжение нарастает вновь. Jasenka, безусловно, талантлив, но у него, прежде всего, есть чутьe на аранжировки, которые он умеет построить так, что реакция слушателя уже предопределена. Он постоянно находится от вас на несколько шагов впереди. Музыка коллег по лэйблу Артемия Артемьева, Станислава Крейчи и Анатолия Переслегина звучит очень специфично, поскольку она развивалась в закрытой среде. Jasenka же, кажется, принадлежит к поколению, выросшему уже после Гласности и впитавшему в себя андеграундные направления европейской электронной музыки девяностых. Любители "Doc Wor Mirran", а также постиндустриальной, дроунинг-эмбиент и атмосферно-шумовой музыки просто обязаны услышать этот диск. Единственный недостаток - неправильное индексирование композиций: девять частей работы почему-то объединены в три гигантских трека.

Francois Couture ("All-Music Guide")



Я заметил интересную тенденцию - авторские компакт-диски композиторов, работающих в области электронной, электроакустической и авангардной музыки, почти всегда выходили на лэйбле "Electroshock Records" после появлениях отдельных произведений на знаменитых сборниках "Electroacoustic Music". Именно такой была предыстория сольных альбомов Ричарда Боуна (Richard Bone), Анатолия Переслегина, совместных работ Артемия Артемьева с британской группой "Kadra Estra" и американцем Кристофера де Лауренти (Christopher De Luarenti). Надеюсь, что эта тенденция превратится в традицию и мы дождемся выхода на "Electroshock Records" сольных альбомов Дитера Мeбиуса (Diter Moebius) и Ханса Роделиуса (Hans Joachim Roedelius), финского композитора Юкки Руохомаки (Jukka Ruohomaki) и француженки Клэр Ларонд (Clair Laronde); тем более что из произведений двух последних авторов, опубликованных здесь, уже можно составить два полноценных авторских сборника...

Аналогичная ситуация сложилась и с выходом альбома "Deusexmachina" (ELCD 025) литовского композитора Антанаса Ясенки, предварeнного появлением его композиции "H3ORaj" на шестом выпуске электрошоковского сборника. Альбом "Deusexmachina" является провокационным, начиная с названия, которое можно перевести как "Рождение бога машиной". Не менее своеобразен и музыкальный материал компакт диска, сочетающий в себе элементы электроакустики (пожалуй, в наибольшей степени), а также конкретной и шумовой (noise) музыки. Очень разнообразны приeмы, используемые композитором. Помимо записей всевозможных шумов, отдельных голосов и тембров здесь присутствует и обязательная работа со звуком, замедление и обратное проигрывание записи, многократное повторение отдельных звуковых моментов (т.н. loop). Одним из излюбленных приeмов автора является предельное завышение уровня записи, превращающее любой звук в вибрирующий хриплый шум (например, удары в композиции "Acoustics"), или запись человеческого голоса в микрофон, очень близко поднесенный ко рту и улавливающий не только голос, но и шум дыхания (композиция "Silence"). А в "Accident" (#7) шумы и голоса объединяются в своеобразный рефрен, задающий пульсирующую ритмическую структуру всей композиции. Большинство композиций на альбоме записано "нон-стопом" и плавно переходит друг в друга. При этом их временная разбивка мне показалась в достаточной степени произвольной, поскольку многие композиции также состоят из нескольких частей (например, #5 "Intensity" или #8 "Across") каждая из которых вполне могла быть самостоятельной. Наконец, и сами композиции объединены в три трэка: первый включает лишь одну вещь, второй - 2, 3, 4, 5, 6 и третий - 7, 8 и 9 композиции соответственно. Такая разбивка несколько усложняет поиск нужной вещи на компакт-диске, однако полностью соответствует композиции всего альбом в целом, который четко разбивается на три части, соответствующие этим трем трэкам. Его начало и конец (первый и последний трэки) больше подходят к определению "конкретной музыки" (американцы предпочитают в данном случае использовать термин "sound construction") в духе бельгийского "Hafler Trio" (на самом деле это псевдоним T. C. Lethbridge) или американского проекта "Nurse With Wound" Стива Стэплтона (Steven Stapleton). Центральные же записи альбома, изобилующие малопривлекательными шумами, от которых закладывает уши (вроде гудения, похожего на чайный свисток, в начале композиции #5 "Intensity"), гораздо ближе к шумовой музыке таких исполнителей, как английский проект "Total" или японские нигилисты из "Merzbow", не столько услаждающие, сколько терзающие слух. Однако в данном случае говорить о нигилизме не приходится, поскольку в творческом активе Антанаса Ясенки имеются не только отвязные шумовые эксперименты, но и оркестровые и камерные произведения, и столь характерные для прибалтийской музыкальной культуры, хоровые и вокальные сочинения, премии многих престижных музыкальных фестивалей, и, наконец, многолетняя преподавательская деятельность и целый ряд произведений для детей, включая детскую оперу! Не ожидали?.. Тем не менее, на данный момент (зима 2003 года) "Deusexmachina" - остаeтся самым радикальным альбомом из всего, что было выпущено на "Electroshock Records".

Максим Клепиков

 

 
 
 
     
 
В случае использовния материалов, ссылка на сайт обязательна
© "Electroshock Records", 2004