Electroshock Records: Обзоры:  
Roman Stolyar: "Credo"
(Electroshock Records 2003, ELCD 034)
 

09 композиций. Время звучания - 69:25.



Роман Столяр (род. 1967) - композитор из Новосибирска, работающий в жанре современной музыки в самом широком понимании этого слова - от академического авангарда до джаза и этнических импровизаций. Появление этого альбома на лэйбле "Electroshock Records" было для меня неожиданностью. С гораздо большей вероятностью я предположил бы его издание, например, на "Boheme Music". Второй неожиданностью было то, что оба центральных музыкальных цикла, представленных на этом компакт-диске, были записаны "живьем" во время авторских концертов Романа в Новосибирске. Зная, что электрошоковцы очень трепетно относятся к качеству звука, я, честно говоря, не предполагал, что они станут работать с концертной фонограммой. Впрочем, пуристы-аудиофилы могут быть спокойны - звук на альбоме вычищен, я бы сказал - вылизан с такой тщательностью, что если бы не ремарки на альбомном буклете, я вряд ли догадался, что здесь представлена концертная, а не студийная запись. "Credo" является первым авторским альбомом Романа Столяра. На данном компакт-диске, в общей сложности, представлены три вещи. Это два четырех частных цикла (фактически, сюиты) "Credo RS" и "Song of the Season", и завершающая альбом "Meditation". Первый цикл был исполнен (и записан) 27 февраля 1996 года на концерте в зале Новосибирской филармонии. Как указано в аннотации к самому альбому, его название - "Credo RS" - это и есть творческое "кредо" автора альбома Романа Столяра (RS). Каждая из частей этого цикла, по замыслу композитора, отражает одну из сторон его творчества. Части так и называются: "In Jazz" (трэк #2), "In Quiz" (трэк #3), и, конечно же, "In the Reality" (трэк #4). В каждой из них электронные звучания, равно как и импровизация (в музыке Романа Столяра чувствуется очень сильная джазовая школа) служат для композитора лишь одним из выразительных музыкальных средств его творческого арсенала. Свои произведения Роман исполняет в основном на клавишных и деревянных духовых инструментах, однако активно использует всевозможную перкуссию, а также сэмплы. Джазовые импровизации органично соседствуют с ориентальными этническими музыкальными мотивами, объединенные безупречными композиционными построениями как каждой части, так и всего произведения в целом. На мой взгляд, этот цикл вообще может быть исполнен без использования электроники, на акустических инструментах. Однако в этом случае для его записи пришлось бы привлечь большое число самых разнообразных музыкантов. Вторая сюита "Song of the Season" создана по мотивам произведений Уильяма Блэйка (William Blake, 1757-1827). На альбоме представлено еe исполнение 9 июня 2000 года также в концертном зале Новосибирской филармонии. В отличие от предыдущего цикла, здесь присутствуют также вокальные партии, более речитативные, нежели мелодические, которые исполняет молодая певица Елена Силантьева. Это произведение также четырех частное, и каждая часть в нeм соответствует какому-либо времени года (например, "To Spring" (трэк #5), "To Summer" (трэк #6), и т.д.). В целом же "Song of the Season", на мой взгляд, стилистически ближе всего к арт-року, исполняемому на электронных клавишных инструментах. Ближайший аналог - проект "Synergy" Ларри Фаста (Larry Fast), однако присутствие вокала (равно как и высокохудожественные тексты), а также широкое использование деревянных духовых инструментов и перкусии (включая колокола) значительно оживляют и обогащает как общее звучание, так и восприятие всего цикла. Завершает компакт-диск восьмиминутная композиция под названием "Meditation", записанная Романом уже в студии (1999 год). Эта вещь более близка по жанру к традиционной электронной музыке, что не исключает наличия, например, флейты, отрывистые партии которой звучат на общем электронном фоне в начале композиции. К моему удивлению, ближе к концу, начиная с седьмой минуты, раздались характерные щелчки и музыка вдруг стала "заикаться". Зная высокое качество продукции "Electroshock Records", я не поверил своим ушам. Впрочем, дисплей моего CD-плэйера однозначно указывал, что никаких заиканий нет, и что компакт диск честно продолжает играть. Я не поленился спросить об этом у Артемия Артемьева (руководителя "Electroshock Records"). Оказалось, что все эти провокации, которые грубо поломали мою "медитацию" и повергли меня в полное смущение, действительно являются авторским замыслом. Такой вот концептуальный электроакустический каприз, который остался без объяснений...

Максим Клепиков

 

 
 
 
     
 
В случае использовния материалов, ссылка на сайт обязательна
© "Electroshock Records", 2004