Electroshock Records: Обзоры:  
Victor Cerullo: "Visions"
(Electroshock Records 2003, ELCD 032)
 

12 композиций. Время звучания - 60:56.



Альбом итальянского композитора Виктора Церулло (Victor Cerullo) “Visions” (Видения) имеет подзаголовок – “A Homage to Andrei Tarkovsky” (Посвящение Андрею Тарковскому). Со времени смерти выдающегося русского  кинорежиссера прошло 12 лет. Его творческое наследие составляет семь полнометражных кинолент. Каждая из них является не актом чистого искусства, а представляет собой истину, выстраданную режиссером, осмысленную им и оформленную кинематографическими средствами. Кинокартины Андрея Тарковского всегда были о человеке, но не о человеке-титане, а о человеке-жертвователе, при этом в них не было никакой патетики и ложной героики. Искусство вообще знает мало художников, способных поставить в центр своего творчества человека, не принижая и не превознося его, не критикуя, но и не оправдывая, воздерживаясь от оценок и, в то же время, от равнодушного бесстрастия. Андрею Тарковскому это удавалось в каждой его работе, не случайно другой гениальный режиссер Ингмар Бергман сказал: “Когда я открыл для себя первые фильмы Тарковского, для меня это было чудом. Я неожиданно очутился перед дверью в комнату, от которой до тех пор у меня не было ключей. Комната, в которую я всегда хотел войти, и где он сам, Тарковский, расположился со всеми удобствами. Кто-то выразил то, что я всегда хотел сказать, но не знал, как”.
Даже не будучи знакомым с творчеством режиссера из вышесказанного можно сделать вывод, насколько трудной, даже мучительной, должна быть задача говорить о наследии Андрея Тарковского, тем более языком искусства. Музыка – самое универсальное искусство, самое объективное в смысле интерпретации реальности и реализации духовных сфер. Но, в то же время, музыка и самый упрямый материал в том случае, если концепция сочинения изначально задана выдающейся фигурой художника, вдохновившего на посвящение. Посвящение – дань уважения мастеру, и чем выше мастер в своем творчестве, строже его подход к самому себе, яснее осознание им своей миссии, тверже его нравственная позиция, тем выше поднимается планка для художника, отваживающегося на посвящение. Посвящение – это ответственная задача, решение которой требует максимальных творческих и человеческих усилий. То, как Виктор Церулло осуществил эту задачу, достойно уважения и высокой оценки.
Среди музыкантов, оказавших наиболее сильное влияние на творчество Виктора Церулло, обычно называются Jean-Michel Jarre, Isao Tomita, Vangelis, Tangerine Dream, Klaus Schulze, Kraftwerk. Было бы естественно ожидать, что и музыка “Visions” выплеснется взрывной волной ритма, окунет в космическую атмосферу, поразит резкостью, пышностью, броскостью звуковой орнаментации. Однако “Visions” сделан в совершенно противоположной стилистике, близкой к неторопливо-повествовательной манере фильмов Андрея Тарковского, при отсутствии аллегорий, гипербол и всяческой утрировки. Каждая их 12 композиций альбома органично продолжает предыдущую. Ощущения наплывают друг на друга, незаметно сменяются состояния – от задумчивости и грусти к разладу и смятению. Но даже разлад и болезненные размышления сдержаны, не бурлят и не извергаются потоком на слушателя. “Художник обязан быть спокойным. Он не имеет права обнаруживать свое волнение, свою заинтересованность и изливать все это на зрителя. Любая взволнованность предметом должна обернуться олимпийским спокойствием формы. Только тогда художник может рассказать о волнующих его мечтах” - взгляд Андрея Тарковского на природу творчества кинематографиста в полной мере относится к любому искусству. В полной мере отвечает этому тезису и работа Виктора Церулло над альбомом “Visions”. Ему удалось, не потакая своим эмоциональным порывам, передать атмосферу внутренней жизни человека и высветить отдельную личность в контексте мира и вечности. Не нужно обладать эзотерическими знаниями, доступными лишь избранным, для того, чтобы понять, а вернее, проникнуться сугубо человеческой сущностью альбома “Visions”. Это близко и открыто всем нам, надо только настроить себя на волну самопознания. Новое творение Виктора Церулло поможет вам в этом.

Юлия Козырева (“Electroshock Records”)


Виктор Черулло (в имени ударение делается на последнем слоге, на "о"; в фамилии - на "у") композитор из Италии (род. 1965). То, что Виктор работает в жанре электроакустики, совсем не удивительно - ведь в Италии сложилась одна из сильнейших национальных школ академической электронной музыки. Виктор Черулло является страстным поклонником Андрея Тарковского, и даже специально изучал русский язык, чтобы без перевода смотреть его фильмы. Творчеству Андрея Тарковского посвящен и этот сольный альбом итальянского композитора. Надо сказать, что в релизах "Electroshock Records" неоднократно находила отражение тема великого русского режиссера. Достаточно вспомнить вышедший здесь альбом Эдуарда Артемьева "Solaris. The Mirror. Stalker" - 1999 (ELCD 012), писавшего музыку к одноимeнным фильмам Тарковского. Основной музыкальный материал альбома "Visions" составляет атмосферная 30-минутная сумрачная медитативная композиция "Timelapse", деликатно разделенная автором на три десятиминутные части (трэки #4, 6 и 8). Разнообразные, но выдержанные в едином стилистическом и эмоциональном ключе произведения, которые чередуются с двумя очень красивыми и грустными темами - фактически, электроакустическими адажио - "Andrei Tarkovsky" (трэк #5) и "Lullaby for a Distant Son" (трэк #7). Общую композицию альбома довершает несколько небольших вводных и заключительных пьес, плавно переходящих друг в друга. Весь альбом, являясь концептуальным произведением, посвящeн единой теме и звучит нон-стопом. "Свет! Камера! Мотор!" - и далее лишь стрекотание камеры да шорох ленты нарушают напряженную тишину. Всплески воды и звуки падающих капель. Вода - один из основных образов, проходящих через все фильмы Тарковского. Вода смывающая и очищающая, как при крещении; отражения лиц на водной глади, дробящиеся от упавшей капли; журчание, звучащее словно утекающее время. Отрывки, фрагменты из "Бориса Годунова" Мусоргского, хор и отдельные неясные голоса, неожиданно звучащие вдалеке... Все эти элементы волей композитора объединены с электронными звучаниями и шумами и размещены не только во времени, но и в пространстве, где хорошо и качественно переданы глубина и объем звуковых образов. Интересно, какой фильм Андрея Тарковского является самым любимым у Виктора Черулло? "Ностальгия"? Пожалуй, ни в одном другом фильме я не встречал туманных пейзажей зимней Италии, переданных с такой пронзительной и щемящей тоской...

Максим Клепиков

 


Свет. Камера. Мотор”. С этого “заклинания” начинается магия кино, во власти которой, так или иначе, находимся мы все. Есть магия простая и понятная, помогающая создавать милые сердцу или вызывающие отторжение развлекательные фильмы. Есть магия сложная, представляющая собой набор индивидуальных образов и отражение мировоззрения конкретного художника-волшебника, не подстраивающегося под вкусы аудитории и творящего часто вопреки всему. Одним из таких творцов был и остается Андрей Тарковский, о котором нельзя сказать, что на его фильмах кто-то вырос - но нужно констатировать, что его киноработы заставили многих, уже зрелых людей, взглянуть на мир, физический и духовный, по-новому.
Итальянец Виктор Церулло, вдохновленный работами режиссёра, записал при помощи электронных инструментов музыкальное посвящение творчеству и личности Тарковского. В связи с этим “Visions” субъективно оценивать трудно - в конце концов, каждый человек имеет право на своё восприятие тех или иных вещей. Для многих звуковая атмосфера фильмов Андрея Арсеньевича навсегда связана с музыкой Эдуарда Артемьева, тут уже ничего не попишешь, и для автора, “посягнувшего” на эту территорию, всегда есть шанс нарваться на сравнения не в свою пользу. Понимая это, Церулло идёт своим путём, избегая привычных шаблонов и создавая звуковые пейзажи, лишенные конкретной привязки к той или иной киноленте, его интересует больше внутренний мир режиссёра.
Сам альбом можно разделить на две части. Особняком стоит трилогия “Timelapse” - абстрактные и сумрачные электроакустические экспериментальные пьесы, собранные из переплетающихся петель и спиралей, гудящих и резонирующих в многомерном пространстве. Они трудны для восприятия и кажутся безжизненными, слишком искусственными и… бесконечными. Остальной материал “Visions” наполнен неторопливой эмбиентной электроникой, взаимодействующей со звуками, которые так часто появлялись в фильмах Тарковского, что стали отличительными знаками его творчества - шум воды, например, или дуновения ветра. Есть очень красивые, простые и трогательные мелодии, которые никак не вяжутся с мирами режиссёра (“Andrei Tarkovsky”), что, впрочем, как было оговорено выше, сугубо индивидуальное мнение. Подчеркивая духовную составляющую творчества Андрея, а также погружаясь в его внутренний мир, невозможный без глубокой связи с русской культурой, Церулло сэмплирует арии из оперы “Борис Годунов” и вокодированным голосом (по-русски, но с заметным акцентом, что немного коробит слух) вступает в диалоги с героями этой драмы и читает выдержки из “Мартиролога” Тарковского, стремясь понять, что же двигало этим человеком, что творилось у него в душе. Словно прочувствовав весь трагизм его жизни (может быть, отчасти выдуманный самим Андреем), итальянец рушит размеренное течение музыки, разбивая зеркала (“Behind the Mirror”), разворачивая звуки вспять, разрывая мелодии и голоса на части и перемешивая их в пугающем деструктивном порыве, заполняя пространство резкими и тревожными пульсациями прерывистых электронных сигналов. И только “Жертвоприношение” способно смирить разрушительное буйство и вернуть все на свои круги - и снова будет гипнотически журчать ручей, петь птицы, камера будет медленно скользить по поверхности воды и касаться травинок, бесстрастно фиксируя с еле слышным стрекотом загадочный мир великого режиссёра

Сергей Орешкин

 

 
 
 
     
 
В случае использовния материалов, ссылка на сайт обязательна
© "Electroshock Records", 2004