Electroshock Records: Обзоры:  

Richard Bone: "Indium"

 
(Electroshock Records 2003, ELCD 033)

08 композиций. Время звучания - 61:31.



Индий – мягкий, тягучий полуметалл, рассеянный и редкий, превосходно отражающий все части цветового спектра. “Индий” (Indium) перекочевал в название созданного Ричардом Боуном (Richard Bone) музыкального лэйбла, специализирующегося на эмбиенте. И совсем недавно индий материализовался на студии Electroshock Records в виде выразительного, богатого звуковыми решениями, обладающего выверенной мелодикой одноименного альбома американского композитора.
Музыка альбома Indium несет спокойствие, но за внешней статичностью и безмятежностью – текучий, изменчивый, находящийся в постоянной динамике мир. Это не искусственный гармоничный фасад для стихийного содержимого, рожденный прихотью создателя. Это не бесстрастная маска, скрывающая драматизм и неопределенность мирового смятения. Звук – закономерный исход многоуровневых и разнонаправленных процессов, он упорядочивает и подчиняет логике неоформленные состояния мирового разума.
Эстетическая сторона творчества Боуна – это особая тема. Не эстетизм как таковой, не самодовлеющее любование скрепляет его музыку, одухотворяет ее и делает ее жизнеспособной, независимой от причуд времени. Музыка рождается из глубоко интимных, личных переживаний музыканта, стягивающих в единый организм многовековой опыт человечества, космическую интуицию и земное естество. Отсюда универсальное и неделимое мироощущение, наполняющее композиции. Неограненный алмаз безупречной чистоты, путем тщательного наблюдения и долгих поисков, добытый и филигранно обработанный художником, является слушателю преображенным в целостное и законченное произведение. Эстетический принцип присущ бытию, красота изначально заложена во Вселенной, в очищении ее от всего суетного и наносного состоит роль композитора. Красота идет извне, она обусловлена естественным универсальным порядком. Умение чутко слушать и слышать мир позволило Ричарду Боуну реализовать эту красоту в своей музыке.
То ли китайские колокольчики, то ли отголоски древних обрядов, то ли ветер, ласкающий степь – неуловимое ощущение не оставляет ни на мгновение при прослушивании альбома. Воздержитесь от каких-либо словесных или мысленных трактовок, они лишь разрушат хрупкую мистику музыки. Идите на звук, следуйте за звуком, растворитесь в звуке и дрейфуйте в его умиротворяющем потоке. Испытайте штилевое затишье, непредсказуемость течений, водоворотов, стремнин.

Юлия Козырева (“Electroshock Records”)

 


Известный американский композитор электронной и амбиентной музыки Ричард Боун (Richard Bone) уже издавался на одном из знаменитых электрошоковских сборников ("Electroacoustic Music. Vol. III", трэк # 1). "Indium" - первый авторский альбом Ричарда Боуна выпущенный на "Electroshock Records". Концепция альбома вынесена в его заголовок: индиум (In) - один из редкоземельных элементов системы Менделеева, имеющий выраженные металлические свойства. Как, по-вашему, могут звучать волны ртути? ("Mercurial Wave", трэк #2) - вообразите на мгновение такой пейзаж, например, на какой-нибудь далекой планете, покрытой тяжелым и спокойным океаном холодного жидкого металла... Волнообразно пульсирующие, глубокие, очень низкие и чистые тембры составляют основу звучания всего альбома, от первой до последней композиции. На этом фоне появляются скупые и задумчивые пассажи фендерпьяно, импровизирующие тему той или иной композиции. Американец всегда остается американцем. Когда на заре возникновения электронной музыки европейские композиторы искали новые, неслыханные доселе звуки, американские музыканты использовали электронные тембры только что появившихся синтезаторов как материал для импровизаций - вспомните записи Майлза Дэвиса (Miles Davis) конца шестидесятых, ранние эксперименты Джо Завинула (Joe Zawinul) или Херби Хэнкока (Herbie Hancock)... Некоторые вещи с альбома "Indium" вообще построены на полифоническом звучании одного импровизирующего фендерпьяно, например "In a Space Between Marigolds" (трэк #5) - на мой взгляд, самая мелодичная здесь вещь. В музыке Ричарда Боуна нет никакого напряжения, она неизменно остается спокойной и умиротворенной от начала и до конца более чем часового звучания альбома. Если говорить о цветовых ассоциациях, которые способна вызывать музыка, то "Indium" имеет серебристо-серый цвет. Попробуйте закрыть глаза и мысленно представить его, слушая эту запись... Впрочем, и оформление компакт-диска, выполненное дизайнером "Electroshock Records" Константином Галатом, выдержано как раз в таких тонах. Композиционно альбом разделен на две равные части. Первая, открывающаяся заглавной композицией "Indium. Part I", состоит из семи относительно коротких (продолжительностью 4-5 минут) и лаконичных пьес. Вторую часть целиком занимает получасовая эпическая амбиентная электроакустическая композиция "Indium. Part II", которая на самом деле состоит из трех плавно переходящих друг в друга частей, примерно по 10 минут каждая. Буклет, сопровождающий этот компакт-диск, предварен эпиграфом, принадлежащим японскому мастеру Morihei Ueshiba, являющемуся основателем стиля Айкидо.

Максим Клепиков

 


Непредсказуемый всё-таки этот Ричард Бон. До недавнего времени, беря в руки очередной диск американца, было сложно угадать, что же в итоге мы услышим - “классический” эмбиент, ритмичную электронику, поп-музыку, нью-вейв, босса-нову или нуаровый smoothjazz? В последнее десятилетие эмбиент, кажется, победил, и теперь, разбирая стопку его относительно “свежих” дисков, трудно наткнуться на что-то принципиально иное. Победу данный стиль одержал не в гордом одиночестве - ему активно помогли приёмы, позаимствованные из нью эйджевых медитативных практик, думаю, не сильно ошибусь, если предположу, что композитор знаком с ними не понаслышке. Из своих путешествий и духовных странствий Бон привозил видения грандиозных индийских храмов, легенды ацтеков и много других экзотических вещей, иногда занимавших его альбомы целиком, без остатка. Но в случае с релизом, подготовленным для российского Electroshock Records” Ричард обратился к периодической системе Менделеева, по какой-то личной причине отдав предпочтение редкоземельному элементу индиуму (кстати, так называется и один из курируемых американцем лейблов, направленный на издание исключительно эмбиентых работ).
Признаться, какое отношение к данному элементу, близкому к металлам, имеет эта чудесная и удивительно “живая” музыка, я не уловил. По мне, так альбом с таким названием должен звучать предельно холодно и безжизненно. Ричард же с первых нот погружает слушателя в малоподвижный, но благожелательный мир, который нужно созерцать без напряжения, как бы походя, вдыхая соленый воздух безымянных океанов, греясь под светом звезды, которую не обязательно называют солнцем, да и вообще, не факт, что в этом мире есть существа, которые могут давать названия. Лучше всего настроение “Индиума” уловил и передал оформитель диска Константин Галат, за что ему отдельное спасибо. Создавая свои звуковые пейзажи, Бон запускает медлительные, обтекающие волны теплого электронного звука, поверх которого цепочкой следов ложатся атмосферные, кристально чистые клавишные импровизации, спокойные и светлые, как и принято в нью-эйджевой среде. Не факт, что когда музыка перестанет играть, кто-то сможет эти мелодии вспомнить и воспроизвести. Далеко не факт, что этот атмосферный и аморфный эмбиент (а в случае с самой продолжительной композицией Indium Part II еще и довольно абстрактный) ценен сам по себе и может стать объектом пристального внимания. Его цель явно не в этом. Цель “Индиума” - подарить людям немного приглушенного света и чуть-чуть тепла, отогнать мысли и дать возможность побыть наедине с собой в придуманном мире. Если Ваши цели и стремления идентичны, то этот релиз нужно слушать в обязательном порядке. Хотя, если быть предельно честным, подобного рода пластинок можно походя вспомнить не один десяток штук, все они будут по-своему хороши, но ничем, кроме того, что во время прослушивания вам было очень хорошо, они не различаются.

Сергей Орешкин

 

 
 
 
     
 
В случае использовния материалов, ссылка на сайт обязательна
© "Electroshock Records", 2004