Ассоциация электроакустической музыки
Российская Ассоциация электроакустической музыки создана в 1990
году. Она входит в Международную конфедерацию
электроакустической музыки (International Confederation for
Electroacoustic Music), действующую под эгидой UNESCO. Ассоциация
призвана объединить усилия композиторов и исследователей,
работающих в области электронной музыки. Инициатором образования
Ассоциации выступила группа профессиональных музыкантов -
композиторов, музыковедов, а также программистов, занимающихся
разработкой музыкально-компьютерных программных средств. Сегодня в
нее входят также разработчики звукотехнических систем,
звукорежиссеры - исследователи в области электронной музыки,
специалисты в других смежных областях. Возглавляет Ассоциацию
президент - Эдуард Артемьев.
В Ассоциацию входят композиторы различных стилевых ориентаций:
авангард, минимализм, поставангард, " третье направление", New
age и др. (исключены эстрада и поп-музыка). Их сочинения звучат на
концертах Ассоциации и на ежегодных международных фестивалях
"Московская осень" и "Альтернатива" в Москве, а также на форумах
электронной музыки многих стран Европы и Америки - Франции,
веции, Испании, Италии, Дании, Германии, Австрии, Бельгии, США,
анаде, Кубе, Мексики, Аргентины и Бразилии. Они исполняются на
естивалях как специально посвященных электронной музыки, так и
меющих более широкое - общекультурное значение: к празднованию
00-летия Стэнфордского университета, к 200-летию Французской
еволюции на фестивале в Бурже, на международной акции "Москва -
ерлин", проходившей в Берлине. На буржском Международном конкурсе
электронной музыки "Concours International de Musique Electroacoustique"
они не раз были отмечены международным жюри в различных
номинациях. Это композиции Дмитрия Павлова (1989 и 1990), Валерия
Белунцова (1993), Артема Васильева (1996), Владимира Комарова
(1996). Включенность в общий процесс развития электронной музыки
предполагает разностороннее сотрудничество, интеллектуальный и
информационный обмен, профессиональные контакты как с
внутрироссийскими, так и с зарубежными центрами электронной музыки,
в том числе крупнейшими в Европе и Америке. Члены Ассоциации ведут
просветительскую, научную, публицистическую преподавательскую
деятельность по дисциплинам, связанным с электроакустической
музыкой, в том числе по композиции. В планах деятельности Ассоциации
- осуществление совместных проектов. Один из таких проектов
реализован в сотрудничестве с группой ART - INFO: издание аудивизуального каталога произведений современных русский художников "Computer Collection of Art" (CD - ROM; 1995), в котором звуковой ряд выполнили Эдуард Артемьев, Алексей Козлов, Владимир Комаров, Валерий Белунцов, Владимир Шилов, Алексей Коровин.
В 1997 году студией "Electroshock Records" был выпущен двойной компакт диск "Electroshock Presents: Electroacoustic Music. Vol. I. Russia" - 1997 (ELCD 004/005), куда вошли сочинения ведущих российских композиторов, членов Ассоциации электроакустической музыки России.
Тарас Буевский (1957) учился в Московской консерватории (1989) и
аспирантуре (1991). Работает в жанрах симфонической, камерной,
электроакустической музыки (с 1991). Участвовал в международных
фестивалях современной музыки в России, на Украине, Швеции,
Франции, Германии. "Vox unius" (1996) написан к 100-летию Льва
Термена. Тембр терменвокса используется как символ творческой
личности, голос, который никогда не сливается с общим хором толпы,
повествуя о вечной теме одиночества во Вселенной. Пьеса строится
на обработке конкретных шумов ( толпы, улицы, моря), семплов
струнных и солирующем тембре терменвокса (имитация).
"Пробуждение" - одно из сочинений, принадлежащих к
юмористическому циклу композитора. "Ciao, Antonio" (1995) для
флейты, гобоя клавесина, скрипки, виолончели и магнитной пленки.
Произведение предполагает использование элементов музыкального
театра. В основа полистилистической композиции лежит конфликт
между двумя полюсами человеческого существования - обыденным
(обывательским) и возвышенным, связанным с возможностью
общения с более тонкими духовными субстанциями. В музыкальной
ткани зашифровано обращение к Антонио Вивальди как символу
истинности в искусстве.
Владимир Комаров (1940). Окончил Московскую консерваторию
(1971, композиция). В его творческом багаже произведения
камерных, симфонических, хоровых жанров, опера, балет,
киномузыка, песни. Комаров пишет для оркестров различных
составов - духового, эстрадного, оркестра русских народных
инструментов. Особое место в его творчестве занимает электронная
музыка, которую он считает способной к воплощению самых сложных
философских концепций. "Компьютерный калейдоскоп" (1995) -
фантазия, в ироническом ключе иллюстрирующая возможности
персонального компьютера. В качестве основного материала композитор
использует музыкально-шумовые звуки радиоэфира. В основе
электроакустической поэмы "Сохрани надежду" (1990) - запись
хора, оркестра, солистки, синтезаторов, многократный монтаж,
изменения параметров перезаписи.
Артем Васильев (1974) окончил Гнесинский колледж как теоретик и
композитор. Сейчас он студент II курса Московской консерватории. В
жанрах акустической музыки он пишет в основном камерно-вокальные и
инструментальные произведения. Его электронное сочинение "The
Ways"(1996) было удостоено премии на фестивале в Бурже по
студенческой номинации Residence, дающей право на работу в студии
GMEB (Группа экспериментальной музыки Буржа). Там и была создана
композиция "Life in the Outside". Ее 4 части: Dream, Landscape, Game,
Hymn, - воплощают 4 модуса человеческого существования. Автор
предпринял попытку выразить с помощью музыкальных средств
мистическую сторону разных предметов и состояний, встречающихся в
повседневной жизни. В пьесе использованы реальные шумы, семпл
колоколов, их различные преобразования, на контрасте которых она
построена.
Андрей Родионов (1954) - композитор, программист, сетевой системный
администратор, директор отделений "Новая музыкальная технология"
и "Виртуальный мир 21", президент акционерного общества "Ракурс".
Андрей Родионов является автором первой в СССР пластинки "Пульс-
1", записанной по компьютерной технологии, а также пластинки "512
кбайт" (1987) и других. Родионов публикуется в журналах
"Микропроцессорные средства и системы", "Мир ПК", "Если" и др.
Артемий Артемьев (1966) своему композиторскому творчеству
изначально придал электронное направление. Начинал он в студии
своего отца - Эдуарда Артемьева, затем сформировал свою
собственную. С рок-группой "Доктор" издал несколько альбомов
(композитор, клавишник; 1984-1988). Стилевые ориентиры его
смещались с панк- и арт-рока к рок-электронике, далее - к поискам
своего стиля через ассимиляцию элементов эстетики берлинской,
американской и английской школ (Klaus Schulze, Steve Roach, Brian
no). Пишет музыку для театра и кино (50 фильмов). "Вечер на даче"
(1990) относится к ранним сочинениям композитора, в ней делается
попытка соединить реальные и семплированные шумы и связанную с
ними звукоизобразительность - с мелодико-звукорядной (пентагонной)
основой тематизма, несущей в себе этос созерцания. Композиция
"Искажение пространства" (1997) стилистически продолжает серию
пьес, вошедших в CD-альбом "Точка пересечения" (1997). Саунд-
эстетика - жесткие, холодные "металлические" семплы, синтезированные
звуки и сумрачное, гулкое пространство. Вечный поезд, мчащийся в
вечном тоннеле и в разных измерениях... Композиция с данного компакт
диска "Искажение Пространства", а также "Катаклизмы ХХ Века"
(1999) были отобраны мировым сообществом электроакустической
музыки для представления на серии международных концертов,
посвящeнных 50-летию электроакустической музыки и проводимых в
Италии в знаменитом Миланском Театре Алла Скала. Они прозвучали
концерте N4 в Марте (20.04.) 1999 года. Артемий Артемьев стал
единственным отечественным композитором, удостоенным чести
представлять Россию на этом историческом мероприятии.
Владимир Николаев (1953) окончил Музыкально-педагогический
институт им. Гнесиных (1981, композиция), затем ассистентуру
Московской консерватории (1985). Сферу его творчества поначалу
составляла камерно-симфоническая музыка, где он добился успехов
и признания на международных конкурсах: конкурса имени В.
Лютославского (1991, IV премия), Фонда Лили Буланже в
Бостоне (1992, I премия). Занимается также прикладной музыкой:
пишет музыку для театра, кино- и телефильмов. В годы учебы писал
эстрадные песни, позже руководил рок-группой "Магический
театр" (клавишник, гитарист, композитор), для которой сочинил около
20 композиций в стиле арт-рок. К электронной музыке Владимир
Николаев обратился в 1990 году уже будучи сформировавшимся
мастером. Он осваивал новую для себя сферу композиции, опираясь
на фундамент высокой профессиональной школы. Общие законы
композиции естественно и органично преломляются им как в аспекте
формы, так и в построении электронных тембров и их взаимодействии в
пространстве. Композиция "Antique outline" для виолончели и плeнки
(1995). "Инструменталист и электроника - два персонажа, которые в
соприкосновении принимают свойства друг друга. Чаще всего в
произведениях для солиста с пленкой солист воплощает живое начало, а
электроника - объективный мир. Я преодолел эту схему. Мне хотелось,
чтобы живая виолончель играла тембром синтезатора. С другой стороны,
в электронную партию я старался добавить живой нерв, сделать этот пласт
теплым. Возникает такое сочетание индивидуумов, когда не знаешь, кто
кого перевесит". "Lаughtrack" (1996) - семплерная композиция,
построенная на звучаниях человеческого смеха.
Станислав Крейчи (1936) - инженер звукозаписи и композитор
(окончил композиторские курсы при Московском Доме композиторов,
1962, и электротехнический институт связи, 1966). С 1960 работал в
лаборатории Е. Мурзина, где разрабатывался опытный образец
синтезатора АНСа, затем в его Экспериментальной студии
электронной музыки. Работает над созданием фонетической базой
данных. Его композиции созданы в основном на АНСе, хранителем и
пользователем которого он является до сих пор. "Триптих Океан" (1995)
сделан на АНСе в сочетании звуков морских волн и голосов дельфинов (в
натуральной записи) с применением в преобразованном звучании
африканских барабанов. "Все живое на земле подчинено общеземному
ритму, который объединяет все звуки, и синтезированные и живые".
"Музыка для дерева и металла"(1996). "Основная масса музыкальных
инструментов изготовлена из дерева и металла, но сами эти материалы
тоже живут своими звуками. Все это побудило меня создать композицию
из звуков, которые способны издавать сами эти материалы". В пьесе
использованы различные деревянные и металлические предметы с
добавлением двух оркестровых тарелок. Сначала демонстрируются
тембры разных характеров, потом дается их противопоставление, и
в конце - их игра в ансамбле.
Эдуард Артемьев (1937) окончил Московскую консерваторию
(1960, композиция). Электронной музыкой занимается с1960 года.
Один из основателей этого направления в России. Работал в
Экспериментальной студии электронной музыки Мурзина, куда
входили позже Эдисон Денисов, София Губайдулина, Альфред
Шнитке, Владимир Мартынов, Александр Немтин. Его имя - на
первых в России пластинках электронной музыки. Композиторский
стиль Эдуарда Артемьева эволюционировал: начал он как
представитель авангарда (электронно-сонорные композиции 60х-1-ой
половины 70х годов, синтезатор АНС Евгения Мурзина), затем его
письмо ассимилировало значительные элементы техники и эстетики арт-
рока, он участвовал в рок-группе "Бумеранг"(композитор, клавишник;
70е-начало 80х), сочинения 90-х годов синтезируют элементы авангарда,
поставангарда, New age. Обширный круг электронных сочинений
Эдуарда Артемьева включает чисто студийные и композиции с живым
исполнением в реальном времени, миниатюры и крупные формы: рок-
кантаты, опера "Раскольников", многочастные циклы. Композитор
работает также в сфере акустической музыки (хоровые и симфонические
произведения). Значительное место занимает киномузыка (более 140
фильмов). Наиболее известные киномузыкальные работы - "Солярис",
"Зеркало", "Сталкер" Андрея Тарковского, "Раба любви", "Урга",
"Утомленные солнцем" Никиты Михалкова ("Оскар" 1995).
Композиция "I Would Like to Return" (1993). Идея возвращения
предстает в двух планах. В образном: "идея - вернуться в мир детства,
мир простых отношений, чистоты и непосредственности". В структурном
плане композитор задумал отразить в ней этапы технологии электронной музыки от ее зарождения до наших дней. "Первый этап - авангард 50х-60х годов. Это конкретная музыка. Резание пленки и магнитофонный монтаж - технология электроники в тот период. Электронные тембры близки тем возможностям, которые были у генераторов и синтезаторов. В общем - саунды тех лет. Вторая часть - это переход к современным технологиям, мир компьютерных программ, таких как "MAX" и "M", которые генерируют звуковые пласты. Компьютер становится твоим советчиком,
генератором идей звуковых, пространственных, формальных. Это
какой-то поток, из которого ты выбираешь то, что тебе нужно... Идея
части - чтобы музыка была нерукотворной. Компьютер выдал звуки и
организации звуков. Потом уже я без помощи компьютера выстраивал
то, что мне хотелось бы слышать в результате. Третья часть - ментальное
возвращение к детству, тональная музыка. Я ничего не знаю лучше. Музыка сделала могучий круг и вернулась к тональности, которая не только не потеряла, но и окрепла".
Маргарита Катунян
|