Артемий Артемьев
Pete stollery:
"абсолютно все звуки разнообразного происхождения окружающие нас, могут служить потрясающим музыкальным материалом"
Сегодня в нашей рубрике "ЭЛЕКТРОАКУСТИКА" о своем творческом пути расскажет известный Шотландский композитор Пит Столлери, с которым я имею честь быть знакомым вот уже около пяти лет.
Это прекрасный композитор, замечательный человек, превосходный преподаватель и отличный семьянин. Он один из тех немногих людей, которые свято блюдут национальные традиции и культуру и не только посвящают себя служению самой культуре, но и воспитанию и обучению национальным, культурным традициям молодое поколение.
В 1995 году Пит откликнулся на мою просьбу прислать аудио, видео и пресс информацию по электронной - электроакустической музыке для одной из моих программ. Я получил несколько фотографий автора, краткую биографическую справку, несколько пресс-релизов и DAT-кассету с замечательными электроакустическими произведениями, которые поразили меня своей глубиной, необычностью звучания и исполнения и потрясающим знанием и владением звукового материала. Честно Вам скажу, такого я давно уже не слышал!
Я практически сразу же связался с композитором, поблагодарил его за отклик на мою просьбу и за присланный материал и попросил его об интервью. Пит согласился и я отослал ему вопросы. Через пару месяцев мне пришла видеокассета, на которой Пит Столлери суммировал мои вопросы и снял отличное эссе о своeм творческом пути. Перевод этого рассказа я представляю Вашему вниманию.
Меня обучали как классического музыканта - в пять лет я играл на пианино и пел в местном церковном хоре, в 10 - приступил к изучению скрипичного мастерства, а в 18 лет поступил в Бирмингемский Университет для получения высшего музыкального образования.
До моего поступления в университет я фактически не занимался сочинительством в общепринятом значении этого слова, т.е. я производил на свет Божий какие-то музыкальные произведения, но это были фразы из сочинений разных авторов, выбранные и поставленные мною в определeнной последовательности и специально смикшированные. Тогда я называл это написанием музыки. В университете же конечно всe встало на свои места. Когда меня на втором курсе спросили, хочу ли я продолжить обучение по классу композиции, то мой ответ был разумеется положительным. Но после этого мне также задали вопрос как, по-моему мнению, я представляю работу композитора - это работа только над партитурой или же ещe и работа в студии и что лично предпочту я? Сказать честно тогда я ещe не очень-то и представлял, что же означает фраза "работа в студии", но на всякий случай ответил, что, скорее всего, отдам предпочтение студийному творчеству.
Теперь, оглядываясь в прошлое, я осознаю, что мой ответ в значительной степени определил мой выбор стилистики, формы и направления в современном музыкальном искусстве и с того памятного дня практически все мои работы принадлежат к жанру электроакустической музыки, а если быть точнее, то одному из многочисленных ответвлений вышеупомянутого жанра - акузматической музыке.
В своих сочинениях я стараюсь использовать достижения современных технологий и особоe внимание уделяю работе над звуком. Для меня не имеет особого значения принадлежность самого звука к той или иной структуре - будь-то инструментальной, вокальной, к искусственно созданной, или к натуральной, окружающей среде. Для меня, как для композитора, представляет интерес природа самого звука, его постоянное изменение в процессе звучания.
Естественно, что многому я научился у своих учителей. Основным своим учителем по классу электроакустической композиции я считаю преподавателя Бирминемского университета, композитора Джонти Харрисона (Jonty Harrison). Я имею честь быть знакомым с ним где-то около 19 лет и считаю его не только своим учителем, но и хорошим другом. Мы регулярно встречаемся, общаемся и помимо чисто профессиональных музыкальных интересов у нас есть много других точек соприкосновения.
Да, он оказал на меня очень большое влияние и я думаю, что через него на меня также оказали влияние такие мастера современной музыки как канадец Франсис Дюмон (Francis Dhomont) и представители французской музыкальной культуры - Француа Бейль (Francois Bayle) и Пьер Шаффер (Pierre Schaeffer). Он слушал их сочинения, давал слушать мне и вместе мы разбирали произведения, созданные мастерами, и на их примерах я познавал таинство акузматического направления в электронной музыке. Хотелось также отметить, что кроме уже признанных классиков отпечаток на моe творчество отложили также и мои коллеги-композиторы, с которыми мы вместе работаем над некоторыми проектами, чью музыку я постоянно слушаю и чьим мнением я дорожу - это Алиста Макдональд (Alistair McDonald), Роберт Доу (Robert Dow), Саймон Атткинсон (Simon Atkinson), Джозеф Хайн (Joseph Hine) и А. Дж. Мо (A. J. More).
Как я уже отметил выше, особоe внимание в моeм творчестве я уделяю работе над звуком и воспринимаю слова, сказанные однажды Джоном Кейджом (John Cage) как одно из основных правил работы над звуком - "абсолютно все звуки разнообразного происхождения окружающие нас, могут служить потрясающим музыкальным материалом". Право, я даже не могу себе представить такой звук, который по какой-либо причине не смог бы войти в ту или иную композицию. Я имею ввиду звук, извлекаемый мною из первоисточника, после того как я его трансформирую, разложу на некоторые осново-составляющие, произведу ещe кое-какую работу и в конечной стадии получу звучание, которое может разительно отличаться от взятого мною первоначального образа, но в результате этой возможно многодневной работы я получу именно то, что как мне кажется будет идеально соответствовать именно той цели и именно тому настроению, кое я хочу отразить в своeм произведении.
Большинство из созданных мною звуковых образов взято из окружающей нас среды. Так, в своей композиции "Onset/Offset", которую Вы могли услышать на CD-сборнике, выпущенной Российской студией "Electroshock Records" в ноябре прошлого года ("Electroshock Presents: Electroacoustic Music. Vol. III" - 1999 (ELCD 010)), я использовал разнообразные уличные звуки, записанные мною при помощи обыкновенного микрофона на одной из улиц моего родного города Абердина. Но дело в том, что, в конечном счeте, эти звуки перестали быть тем, чем они были на самом деле. Я смодулировал и изменил всe на столько, что из узнаваемого ритмического городского шума получилась абсолютно неузнаваемая, интереснейшая звуковая субстанция. Поверьте, иногда очень интересно переворачивать всe с ног на голову.
В своих композициях я практически не использую синтезатор как инструмент для извлечения звука и я не принадлежу к той плеяде современных композиторов, которые пользуются одними лишь пресетными тембрами или же при помощи нескольких встроенных осциляторов и генераторов создают какой-то слезливо-прекрасный звук до боли напоминающий звучание струнных или флейты.
Мне же нравится исследовательско-творческая работа, из которой в последствии рождается законченное произведение. Я погружаюсь в звуковую субстанцию, ныряю в неe с головой и полностью растворяюсь в ней, дабы начать разрушительно созидательный процесс построения новой звуковой формы, обладающей новым содержанием. А для достижения необходимого мне звучания я стараюсь тщательно высчитать весь процесс изменения, выяснить ту или иную закономерность появления тех или иных звуковых волновых форм, но иногда благодаря воле случая - повороту ручки прибора, перепутывания фазы или же случайной обратной связи между инструментами или приборами, достигается неожиданный эффект и звуковой образ создаeтся буквально из ничего. Так, в моей композиции "Shioum", которую я создал в 1994 году, я использовал эффект обратной связи в процессоре звуковых эффектов фирмы Lexicon, модель "Vortex". Я взял выходы аппарата, соединил их с его же входами и очень-очень осторожно регулировал поступающий сигнал и тем самым создавал петли обратной связи. Скажу Вам - достаточно интересный опыт. Советую проэкспериментировать.
Из вышесказанного становится ясно, что создавая "Shioum" я не занимался созданием звука, я не брал готовый звук из клавишного инструмента и данный звуковой образ не являлся уже созданным звуковой структурой. Я просто воспользовался эффектом электронной циркуляции внутри самого аппарата и поэтому смело можно сказать, что практически вся композиция создана из звуковых сегментов петель обратной связи созданных и взятых из звукового процессора фирмы Lexicon.
Большую часть своих работ я создал и создаю в студии университета "Northern College" в г. Абердине. Я не могу сказать, что это супер-современная студия, обладающая высококлассной технической базой, но мне она очень нравится. Я чувствую себя здесь абсолютно в своей тарелке среди тонн разнообразного оборудования от старых плeночных магнитофонов и все возможных аналоговых аппаратов до современных цифровых технологий. И знаете, я полагаю, что работа на старом оборудовании имеет свои значительные плюсы. В первую очередь это приобретение опыта физического соприкосновения со звуком, т. е. от Ваших манипуляций с кнопками и ручками осциляторов, генераторов, а также процессоров обработки звука напрямую связано изменение структуры самого звука. Особенно эти навыки необходимо приобретать студентам, которые собираются связать свою судьбу с музыкой.
Что же касается самих инструментов, при помощи которых я непосредственно занимаюсь своим творчеством, то их, доложу Вам, находится здесь, на мой взгляд, достаточно для написания хорошей полноценной композиции. Это три плeночных магнитофона Revox B77, плeночный магнитофон Tascam ATR60, два DAT магнитофона - Sony DTC 1000ES и Casio DA7, микшерский пульт Soundcraft 6000B, эффект процессоры Lexicon PCM70, Lexicon "Vortex", ART multiverb, Alesis MIDIverb, звуковой модуль Korg M3R, компьютер Apple Mac G3/266 MHz с системой ProTools 4.3.1 (audiomrdia III card) со следующим программным обеспечением: SoundHack, SoundMaker, Hyperprism, Metasynth. Кроме уже упомянутой мной аппаратуры, тут также присутствует и сэмплер AKAI S1000, являющийся неотъемлемым атрибутом моей повседневной работы. Я записываю звук в сэмплер, а затем проигрываю его на MIDI клавиатуре в разных звуковых регистрах, нахожу нужное мне звучание и затем приступаю к трансформации звуковой субстанции, пропускаю еe через обработку, накладываю пласты получившихся звуковых структур друг на друга, записываю и перезаписываю их.
Из всего вышеперечисленного описания моего творчества может создаться образ такого столетнего студийного старца, который не вылезает из своей пещеры десятилетиями. Должен буду разрушить этот образ и сообщить, что мне всего 40 лет и я веду довольно-таки активную насыщенную жизнь, в которой не последнее место играет концертная деятельность. Более того, выступления на сцене очень много для меня значат. Ведь всякий раз, когда я приступаю к написанию какого-либо произведения, я задумываюсь о звуковом пространстве, т. е. о том месте, где моя музыка будет представляться.
Я не проигрываю свои электроакустические композиции через обыкновенную, достаточно мощную, стандартную концертную стереосистему, разделeнную на два портала, коей обычно пользуются практически во всех залах и я не думаю, что если бы я представлял свою музыку таким образом то она не дала бы достаточное представление аудитории о специфическом жанре электроакустики вообще. Я выношу на суд слушателя произведения, звучащие через особенную мультиканальную акустическую систему, специально разработанную мною для таких мероприятий. Это система состоит из тридцати динамиков, которые размещены определeнным образом по зрительскому залу или в любом другом месте, где собираются устраивать концерт.
Во время своего выступления я занимаю место звукорежиссeра за пультом и занимаюсь контролем звука, возникающем в данном звуковом пространстве. Я не просто даю людям услышать обыкновенную стереобазу, звучащую с лева на право, я заставляю звук гулять в разнообразных, чeтко продуманных мною направлениях, играть, сверкать, возвышаться и растворятся одновременно. Таким образом, слушатель становится непосредственным участником тех звуковых событий и образов, происходящих в зале. Он как бы отгорожен от всего мира другой звуковой средой и живeт в этой среде своей особой жизнью. Сохраняя физическую оболочку, он растворяется в звуковой субстанции, становится еe неотделимой частью и уносится в месте с ней в другое звуковое измерение. Эффект присутствия на таком концерте, пожалуй, сравним с посещением кинотеатра с системой "Dolby Surround", но в данном конкретном случае достигается больший звуковой эффект.
Хочу Вам сказать, что я не только занимаюсь сольной концертной деятельностью. В мою компетенцию входит организация и ежемесячное проведение серии концертов в г. Абердине, носящих название "Открытия" ("Discoveries"), где я представляю сочинения, как и известных и маститых композиторов экспериментирующих в жанре электроакустической музыки, так и первых студенческих работ молодых музыкантов со всего мира. Особое внимание уделяется опусам, созданными школьниками, которые обязательно включаются в эту серию концертов.
Что же касается аудитории, которая приходит на эти концерты, да и на концерты электроакустической музыки вообще, то надо заметить, что она достаточно разношeрстна, хотя, по моему мнению, еe костяк всe же составляют люди непосредственно связанные с искусством - музыканты, художники, литераторы, операторы, актeры. Также достаточно часто тут можно заметить и режиссeров театра и кино.
Знаете, порою мне кажется, что профессии современного композитора электронщика и кинорежиссeра очень схожи. Можно провести массу аналогий. Судите сами, композитор достаeт микрофон и записывает звук точно также как и режиссeр, достающий кинокамеру и снимающий какой-либо эпизод из картины. Затем оба несут материалы в студию и оба работают над материалом - берут разнообразные планы, накладывают их друг на друга, монтируют, режут и опять монтируют. Финальной частью работы является демонстрация конечного продукта творчества аудитории в зале.
Вообще я думаю, что побывать на таких концертах необходимо всем, кто интересуется современным серьeзным искусством, в не зависимости от возраста и социального положения. Это правда интересно, увлекательно и абсолютно не похоже на обыкновенные концерты, проводимые в обыкновенном зале. Настоятельно советую каждому хотя бы раз приобрести опыт посещения такого мероприятия.
Кроме своей студийной и концертной деятельности, я очень серьeзно занят в преподавательской сфере. Преподавание для меня является таким же важным и необходимым делом как и сочинение музыкальных произведений. Я преподаю в Northern College, здесь, в Абердине, также я веду несколько музыкальных классов в школах, индивидуально работаю с детьми, а иногда и с учителями. Общение и двухсторонний контакт преподаватель - ученик, ученик - преподаватель необходим обеим сторонам, ведь в процессе самого обучения приобретает знания не только обучающаяся сторона - преподаватель, общаясь с молодыми творческими людьми, сам узнаeт много нового. Я имею в виду, что иногда ученики преподносят совершенно неожиданные и порою абсолютно нестандартные музыкальные идеи, которые потом я помогаю им воплощать в студии. И этот опыт внесения струи "свежей крови" в вековые музыкальные традиции, нетрадиционного мышления, даeт потрясающий толчок творчеству композитора-преподавателя.
Но как я нахожу время для своего творчества - я не знаю. Я сам не могу ответить на этот вопрос. Ведь помимо всего прочего, у меня есть семья - жена и три ребeнка, которых я очень люблю и на которых у меня тоже практически не остаeтся времени. Не смотря на это, они меня очень поддерживают в моей работе и только благодаря их любви и поддержки у меня рождаются какие-то музыкальные идеи и вообще, хватает творческого потенциала.
Основные сочинения:
1. Shortstuff.
2. Shioum.
3. Altered Images.
4. Onset/Offset (опубликована на CD-сборнике "Electroshock Presents: Electroacoustic Music. Vol. III&quo - 1999 (Electroshock Records ELCD 010)).
5. Coup De Fille.
6. Peel.
|