Артемий Артемьев
Как-то в конце января этого года я заехал к своему отцу и попросил его прослушать одну из композиций с моего последнего альбома "Мистицизм звука". У меня были кое-какие вопросы относительно сведения и хотелось получить консультацию, перед тем как делать окончательный мастеринг и выпускать компакт диск. После того, как я получил исчерпывающую информацию по поводу всех своих вопросов и собирался уже уходить, отец спросил меня:
- Слушай, ведь композиция "Space Distortion", по-моему твоя?
- Да, конечно, ведь ты же знаешь, мы опубликовали еe на сборнике электроакустической музыки Electroshock Presents: "Electroacoustic Music". Vol. Iл - 1997 (ELCD 004/005).
- Н-да, ну так вот, мне пришло письмо из Италии. Еe хотят исполнить в Миланском "Teatro Alla Sacala".
- Шутишь!?
- Нет, серьeзно! Организатор концертов, посвящeнных 50-летию электроакустической музыки услышил еe во Франции, на концерте в г. Бурже. Ему она очень понравилась и он прислал мне письмо, где просит разрешение на исполнение еe в Милане. Он перепутал меня с тобой, думая, что это моe сочинение. Ладно, короче, вот письмо, свяжись с человеком и решай вопрос. Если всe сложится, то ты будешь единственным русским композитором, представляющим нашу страну на таком событии международного значения, а это правда, очень серъeзно и почeтно.
Я взял письмо, отправил факс организатору концертов, где объяснил возникшую путаницу и стал ждать ответа. Ответ пришeл на следующий день, вместе с официальным приглашением принять участие в концерте. Оформление визы и прочие формальности заняли у меня где-то недели две, и, спустя месяц, я стоял напротив "Teatro Alla Scala", в Милане.
"Teatro Alla Scala" - оперный театр в Милане, являющийся крупнейшим центром итальянской оперной культуры. Здание построено в 1776-78 г. архитектором Дж. Пьермарини. 16 августа 1943 года было разрушено во время воздушной бомбардировке. Восстановлено в первоначальном виде инженером Л. Секки и вновь открыто 11 мая 1946 г. На сцене театра были осуществлены первые постановки многих значительных итальянских опер. С 1898 по 1903 г. во главе "Alla Scala" стоял дирижeр Артуро Тосканини (1867-1957). При театре существуют школы для воспитания певцов, танцовщиков и балерин.л (Энциклопедический музыкальный словарь. Издательство "Советская Энциклопедия", Москва, 1966).
В театре меня лично встретил организатор концерта, композитор Francesco Galante.
Francesco - это удивительный человек, который по-моему может расположить к себе любого. Простой в общении, с лучезарной улыбкой, отзывчивый - он напоминает мне доброго волшебника из сказок моего детства. Мы с ним очень быстро вошли в контакт, разговорились. Он дал мне прослушать некоторые его сочинения и Вы знаете, через несколько минут я осознал, что передо мною сидит не просто приятный собеседник и очень хороший человек, но также и замечательный, талантливый композитор. Тут я понял, что с такими людьми нужно не только общаться, но и обязательно рассказывать о них другим и сразу же после концерта, который прошeл успешно, я попросил маэстро уделить мне ещe немного времени и дать для нашего журнала интервью. Он с радостью согласился и мы сели за столик в одном из маленьких уютных миланских ресторанчиков, напротив Домского собора. Стоял чудесный мартовский, очень тeплый вечер. Мы пили изумительное красное сухое вино и Francesco отвечал на мои вопросы.
Артемий Артемьев: Франческо, расскажите пожалуйста о себе, о Ваших первых опытах роботы со звуком и первых шагах на поприще электроакустической музыки, о Ваших преподавателях и тех композиторах, которые оказали влияние на Вашу творческую деятельность.
Франческо Галанте: Моя профессиональная карьера началась в 1978 году, когда после завершения обучения в Консерватории по классу композиции я произвeл на свет своe первое самостоятельное электронное сочинение. Это была композиция полностью записанная на аналоговом оборудовании с использованием разнообразного осциляторгного звучания, нескольких катушечных магнитофонов и аналоговых синтезаторов типа "ARP 2600" и "VCS3".
Скажу Вам откровенно - сам звук, создание его и работа над ним всегда привлекали моe внимание и я считаю, что восприятие и понимание самого явления зарождения звука необходимо растолковывать будущим ученикам музыкальных школ ещe с детских лет. Мои первые опыты по работе над звукам относятся к моему шестнадцатилетию, когда мне родители на день рождение подарили замечательный катушечный магнитофон "Revox A77" и буквально на следующий день я приступил к экспериментам. Я записывал практически все звуки, которые слышал, изучал их, отбирал на свой взгляд самые интересные и дальше прступал к работе над ними в манере очень близкой к жанру конкретной музыке, о существовании коей я даже и не представлял. Вы конечно будете удивлены, но увлечeнный своими экспериментами, к своему сожалению, я практически не уделял вниманию прослушиванию композиций других серъeзных авторов, профессионально занимавшихся данным вопросом, таких как Schaeffer, Henry, Xenakis, Mache Stockhausen и Elmert. Тогда для меня мои опыты были превыше всего, ведь я в первый раз в своей жизни столкнулся с необьятным и, как мне казалось, мог ощутить и понять самое сокровенное в звуке, проследить за его рождением и по-своему желанию заставить звучать его в совершенно другом контексте и организовать звуковую структуру таким образом, дабы она следовала моей музыкальной идеи.
Через некоторое время у меня возрос интерес к живой авангардной музыке и я стал посещать различные концерты, проходившие в Риме, где я познакомился с творчеством Antonello Neri, Domenico Guaccero, Alvin Curan, Franco Evangelisti и многих других не менее знаменитых и интересных композиторов. Всe это происходило до моего обучения в Консерватории, где мне кстати посчастливилось обучаться вместе с будущим известным композитором-исследователем Giorgio Nottoli, благодаря которому у меня развился интерес к использованию цифровых технологии в музыке и к разработке новой цифровой, профессиональной, музыкальной техники.
В 1979 году мне посчастливилось попасть на практику во Францию, в Научно-исследовательский центр электронной музыки (GMEB), находящийся в городе Бурже, где я учился вместе с канадским композитором David Keane, а также с Pierre Bocswillwald и Guido Baggiani. Спустя некоторое время я переехал в Париж, где продолжил своe обучение в новой открывшейся студии IRCAM. Мне очень понравилось это заведение, там я познакомился с моим соотечественником, физиком Peppino DiGiugno и посетил его лабораторию, в которй доктор DiGiugno работал над созданием аппарата "4B" и где он экспериментировал с цифровым добавочным синтезом для создания сложных звуковых текстур и симуляции инструментального тембра. Мне всe это было ужасно интересно и я старался впитать в себя как можно больше информации, так как эти знания были мне абсолютно необходимы для моих следующих шагов на ниве компьютерной музыки.
Вскоре я вернулся на родину и стал работать в студии композитора Domenico Guaccero, в которой мне посчастливилось создать свой собственный аппарат на базе 8-и битного микропроцессора и 12-и битных цифровых конверторов (DACs) для возможности контроля над аналоговыми синтезаторами. В 1980 году, в Риме, группой композиторов, в состав которой входил Giorgio Nottoli и Ваш покорный слуга, был образован первый в стране частный научно-исследовательский центр компьютерной музыке (SIM), в котором я принял участие во многих проектах, в том числе и над созданием и разработкой DSP и технологии VLSI для синтезирования звука в реальном времени. Так что, как видите, я являюсь не только композитором-электронщиком, но и композитором-исследователем и разработчиком современных музыкальных технологий, последним, правда, я теперь занимаюсь не так часто - только когда есть свободное от творчества время.
Последние несеколько лет я очень тесно сотрудничаю с известным музыкальным критиком, профессором Luigi Pestalozza, являющимся также президентом миланской ассоциации электроакустической музыки "Musica Realta". Последней нашей совместной акцией стало организация и проведение в Милане, в "Teatro alla Scala" серии концертов, посвященных 50-летию жанра электроакустической музыки и в которых Вы, Артемий, принимали непосредственное участие.
Что же касается моего ответа на последнюю часть Вашего вопроса относительно композиторов, оказавших какое-либо влияние на мою творческую деятельность, то могу сказать, что мне нравится музыка Varese, Webern, Stockhausen, Xenakis, Shaeffer, Maderna, а творчество композиторов LuigiNono и Gyorgy Ligeti существенно повлияло на становления меня как профессионального музыканта-электронщика. Помимо музыкальных произведений на меня огромное влияние оказали книги "The Silence" (John Cage), "Traite Sur Object Musicaux" (Pierre Schaeffer), "The Tuning of the World" (Robert Murray Schafer), некоторые статьи и труды Gottfried Michael Koenig и Franco Evangelisti, а также полотна итальянских художников Alberto Burri и Lucio Fontana.
А. А.: Я знаю, что сам процесс создания нужного звука хотя и достаточно трудоeмок, но в то же время очень интересен. Не могли бы Вы рассказать нашим читателям, как Вы работаете над звуком и какие синтезаторы, сэмплеры, MIDI интерфейсы, компьютеры и программы к ним Вы используете и каким образрм Вы добиваетесь гармонии в звучании современных технологий и "старого и доброго" саунда акустических инструментов?
Ф. Г.: Да, Вы правильно заметили, сам процесс поиска и создания звука достаточно сложен и трудоeмок, но самоe главное состоит в том, чтобы создаваемый Вами звук гармонично вписывался в Ваше сочинение и гармонировал с другими звуками и тембрами и всe это вкупе не выходило бы за рамки той музыкальной стилистики, в которой Вы в данной момент находитесь.
"Сначала сотворите звук и лишь затем приступайте к созданию музыкального произведения" - эти слова, сказанные G. M. Koenig более сорока лет назад, стали для меня основным принципом написания электроакустического сочинения.
Я предпочитаю работать с компьютером и современным техническим и програмным обеспечением к нему. Использование же современных цифровых синтезаторов и сэмплеров сведено мною до необходимого минимума. Я пользовался и пользуюсь разнообразными программами. Так, мне нравится прибегать к услугам программы "C-Sound" для PC, которая даeт достаточную свободу для эксперимента с изменеием алгоритмов звука и работе со звуковым синтезом. Иногда мне также интересно задействовать некоторые дополнительные апараты или программы, которые позволяют проводить метод отдельного синтезирования каждого спектра звука, над которым Вы в данную минуту экспериментируйте. В некоторых своих сочинениях, написанных в середине 80-х годов, я использовал технику, разработанную и созданную нашим научно-исследовательским центром (SIM) - это аппарат дополнительного синтеза звука в реальном времени, управляемый компьютером PC (DOS). Во время работы над композицией "Metafonie" (1993), я создавал и записывал звуки при помощи двух маленьких FM экспандеров "Yamaha TX81Z", управляемых компьютером "ATARI 1040", а когда в 1997 году, в музыкальной лаборатории IME г. Бурже, я приступил к работе над композицией "Il Mio Paese e la Notte", которая в последствии прозвучала в Милане, в "Teatro alla Scala", то там уже я использовал компьютер "PowerPC", систему записи на жeсткий диск "ProTools" и програмное обеспечение "Hyperprism". В своей собственной студии я пользуюсь программами "C-Sound" для Windows'95, а также "Sound Forge" и "Cool Edit".
А. А.:Франческо, Вы являетесь только лишь студийным композитором сочиняющим музыку для CD, фильмов и к театральным постановкам или Вы всe же совмещаете студийную и концертную деятельность?
Ф. Г.: Я считаю себя студийным композитором. Мне гораздо интереснее работать в своей студии, нежели совмещать студийную и концертную деятельность, т. е. выступать на сцене, что называется "живьeм". Думаю, что любого студийного композитора-электронщика и меня в том числе, можно сравнить с художником, пишущим большое полотно или режиссeром-постановщиком радио-драммы. Во всех случаях слушатель и зритель видит лишь конечнвй результат, а не сам мучительный творческий процесс.
А. А.: Франческо, давайте несколько отвлечeмся от нашей беседы об электроакустической музыке и ответте мне пожалуйста на следующий вопрос: какой жанр или направление в современном искусстве Вы считаете как бы ключом-отмычкой человеческих душ и сердец - это искусство живописи или искусство инсталяци, искусство пластики или искусство музыки, искусство извлечения шума или искусство создания тишины, или это, быть может, симбиоз всех вышеперечисленных форм современного искусства, или что-то ещe, более абстрактное?
Ф. Г.: Д умаю, что какого-то определeнного, как Вы выразились, "ключа" нет. Все перечисленные Вами формы искусства в той или иной степени оказывают влияние на человека. В свою очередь, на искусство, как в том числе и на любую творческую личность, достаточное влияние оказывают многие факторы: и наука, и философия той страны, где художник занимается творчеством, и социальные условия - всe это вкупе даeт значимый толчок творчеству, заставляя двигаться его в том или ином направлении.
Разные факторы также могут влиять и на процесс создания музыкального произведения и на научные исследования в обасти создания звука. Человечество может создавать громадное количество приспособлений для извлечения, обработки и изменения звука и вообще, извлекать звук из чего угодно, но вопрос стоит в другом - а зачем и для чего всe это нужно?
Ведь искусство может не только радовать глаз и ублажать, оно также может и подвергать общество жeсткой критике, и заставить снять розовые очки и посмотреть на окружающий Вас мир другими глазами.
А. А.: Коли мы уже затронули вопрос об отмычках сердец и душ людей, то не могли бы Вы нам рассказать о людях, посещающих Ваши перформансы. Кто они? Я имею в виду, Ваша аудитория это подготовленный слушатель, который знает, любит, понимает и интересуется электроакустической музыкой или же это просто, что называется "люди с улицы", которые не имеют ни малейшего понятия о том кто такой Янис Ксенакис (I. Xenacis), Эдгар Варез (E.Varese), Лев Термен, Карл-Хайнц Штокхаузен (K-H. Stockhausen)?
Ф. Г.: Обычно мою музыку исполняют на разных мировых электроакустических фестивалях, а на этих фестивалях, как правило, присутствует подготовленный слушатель. Хотя честно сказать, сам я категорически против навешивания ярлыка "подготовленный" или "неподготовленный" и стараюсь донести своe творчество абсолютно до любой, обыкновенной и даже неискушeнной аудитории. Так здесь, в Италии, я много раз представлял свою музыку простым людям, которые по-моему даже и неподозревали о существовании авангардной, экспериментальной и электроакустической музыки, а имена, которые Вы назвали в Вашем вопросе для них были пустым звуком и абсолютно ничего не значили. Тем не менее многим слушателям этот вид современного искусства пришeлся по-душе. И я считаю, что необходимо доносить серьeзную, думающую музыку до широких масс, хотя этот процесс иногда проходит достаточно тяжело.
В некоторых странах, на Кубе например, жанр электроакустической музыки известен достаточно хорошо и, как это не парадоксально звучит, пользуется достаточно большой популярностью. "Почему?" - наверное спросите Вы, а дело заключается в том, что начиная с 1964 года Juan Blanco - пионер кубинской электроакустики, у себя в стране, ежегодно проводит большое количество международных концертов, посвящeнных серьeзной электронной, электроакустической, авангардной, экспериментальной и компьютерной музыке, а кроме этого по радио и телевидению ведeт передачи по истории возникновения вышеупомянутых жанров современного искусства. Так что на сегодняшний день многие жители этого небольшого островного государства достаточно хорошо знакомы с электроакустической музыкой и с большим интересом посещают концерты.
Естественно желание авторов, работающих в направлении серьeзной современной музыки, увеличить свою слушательскую аудиторию, но слушать сочинения Webern, Xenakis или Nono - это одно, а посещать концерты электронной поп-музыки - совершенно другое. В чeм же проблема? А проблема заключается в процессе восприятии и понятия музыки. В первом случае Вы идeте на концерт слушать музыку в прямом смысле этого слова, не пританцовывать, не притоптывать ножкой в такт гулко звучащему басс барабану и не кайфовать от всевозможных световых и спец-эффектов, Вы садитесь, погружаетесь в атмосферу звуков и начинаете слушать, а понравится Вам или нет, то тут уж всe зависит от культуры Вашего восприятия.
Я ни в коем случае не говорю, что нельзя использовать световые или спец-эффекты во время электроакустических концертов, отнюдь нет, я всеми руками за использование достижений современных технологии, просто это надо делать с умом и не превращать всe в балаган.
В Италии, концерты экспериментальной музыки проводятся достаточно часто, в небольших и уютных залах. Программа концертов составлена таким образом, что произведение того или иного композитора звучит только один раз на каком-то конкретном концерте и больше уже никогда не повторяется, по-крайней мере в том городе, где проходит данный концерт. У нас такая музыка принадлежит к разряду элитного искусства.
С другой стороны, у нас стало ультра-модным использовать электроакустическую музыку на разнообразных презентациях и многие культурные центры заказывают такую, как они говорят, "странную" музыку для проведения каких-либо политических или бизнес-мероприятий. Им кажется, что электронная музыка придаeт их тусовке какой-то особый колорит. Многие финансовые банковские группы, а иногда даже и такие гигантские концерны как "Fiat", полностью оплачивают организацию и проведение данного мероприятия. Естественно, что услуга автора и музыкантов оплачивается соответственно, а это должен Вам сказать достаточно большие деньги. И тут уж о творчестве говорить не приходится. Композитор нажимает клавишу, пропускает звук через компьютер, разнообразные программы, примочки. Звук хрюкает, булькает, переливается. Заказчики поражены и счастливы. Дают денег. Автор их берeт и довольный бежит за оформлением следующей презентацией. Как скажите в такой ситуации создавать коммуникативную связь между автором, представляющим настоящее серьeзное электроакустическое произведение и слушательской аудиторией?
К сожалению сегодня исследования в области электроакустической музыки ушли на второй план. Смогут ли нынешние начинающие молодые композиторы сохранить приемственность поколений и сочинять такую музыку за какую бы было не стыдно перед слушателем, каким бы он ни был "подготовленным" или нет, я не знаю.
А. А.: Какие на Ваш взгляд перформансы или концерты более свойственны жанру электронной и электроакустической музыки - шоу, которые дают такие композиторы-исполнители как Vangelis, Isao Tomita или Jean-Michele Jarre и сопровождаемые морем спецэффектов, лазеров и света, или же это будет выступление одного исполнителя, стоящего в окружении своей апаратуры при минимуме света и творящего музыку в камерном концертном зале, для определeнной группы людей, которые понимают, ценют, знают и любят этот жанр современной музыки?
Ф. Г.: Лично для меня то, чем занимаются г-да Jarre и Vangelis не является творчеством - это просто-напросто чистой воды коммерция, а концерты, которые они дают достаточно регулярно, являются результатом их давльно-таки успешной коммерческой деятельности, не более того. Если же Вы захотите услышать полноценное, серьeзное сочинение в исполнении вышеупомянутых господ, то боюсь Вас здесь ожидает полное фиаско. Их имена и музыка непосредственно связаны с большими звукозаписывающими фирмами. Да, конечно, они исполняют то, что называется электронной музыкой, но мощнейшие технологические средства, которыми они располагают, в их руках становятся обыкновенными бытовыми электроприборами, предназначенными сугубо для домашнего пользования. В их творчестве напрочь отсутствует экспериментаторский дух.
Мне нравится Peter Gabriel. Это очень интересный автор, замечательный мультиинструменталист, обладающий великолепным вкусом, музыкальным чутьeм и глубоким знанием материала. Он - настоящий профессионал. Вспомните, например, его музыку к кинокартине "Passion". Его творчество является прекрасным примером исследований и поисков новых форм в области поп-музыки.
Я предпочитаю представлять свою музыку слушателю с минимум средств визуальной потдержки или же даже обходится вообще без них. Всe это на мой взгляд только отвлекает. На представлениях J. M. Jarre присутствует и свет, и лазер, и галограммы, и дым-машины, да чего там только нет! Ваше внимание концентрируется на чeм угодно кроме музыки. Вы с нетерпением ожидаете очередного спец-эффекта, будь-то взрыв или появление галограммы и совершенно забываете о музыке. Невидимая нить, связывающая исполнителя и слушателя оборвалась, а слушатель трансформировался в зрителя и жаждет активного сценического действия.
Совершенно другое происходило и происходит на концертах электроакустической музыки. Вспомните, например, интереснейшую работу французского композитора Edgar Varese - "Poeme Electronique" (1958), которая по-существу явилась первым мультимедийным произведением, со своей концепцией звучания и световым решением, вспомните работы Ianis Xenakis - "Polyotope of Cluny" (1972), "Persepolis" (1971) и итальянца Luigi Nono - "Prometeo". Во всех, перечиленных мною сочинениях, являющихся кстати ярким примером сочетания мультемидийной и сценовой музыки, первичным является музыка, а визуальная потдержка идeт на втором плане.
А. А.: Франческо, какова ситуация с электроакустической музыкой в Италии? Интересуются ли обыкновенные, простые люди этим жанром современного искусства? Также было бы очень интересно услышать несколько слов об электроакустическом сообществе Вашей прекрасной страны. У нас в России существует только одна ассоциация электроакустической музыки, а то время, как я знаю, в Италии находится большое колличество ассоциации и других организации, посвящeнных электракустической музыки. Они все являются разрозненными, самостоятельными организациями или же они управлятся или курируются каким-то главным, вышестоящим органом?
Ф. Г.: Ч тобы объяснить ситуацию, связанную с электроакустической музыкой в Италии, я должен сказать несколько слов об еe истории. Как Вы наверное знаете, первые электроакустические и экспериментальные сочинения в нашей стране были созданы и исполнены в Милане, в научно-исследовательской студии-лаборатории "Studio di Fonologia", располагавшейся в стенах итальянского радио (RAI) и основанной в 1953 году композитором Luciano Berio (р. 1925), в развитии которой начиная с 1956 года принимал участие и Bruno Maderna (1920-1973). В течении нескольких лет эта студия-лаборатория считалась основным европейским центром электроакустической и экспериментальной музыки и единственным итальянским институтом, занимающимся исследованием в области звука. В 60-е года в здесь были созданы знаменитые произведения Luigi Nono (1924-1990) такие как "Omaggio e Vedova" (1960) и многие другие.
В середине 60-х, в Италии, стали появлятся и другие студии, лаборатории и организации, занимающиеся исследовательской работой со звуком и созданием экспериментальной и электроакустической музыки: в Фирензе - студия под руководством Pietro Grossi, в Риме - сразу три организации, работающии в этом направлении - это электронная судия RZ, под руководством Franco Evangelisti (р. 1936), а также две самостоятельных лаборатории электроакустической музыки под руководством Vittorio Gelmetti и Domenico Guaccero.
В 70-х экспериментальная электронная музыка стала обязательным предметом изучения в Консерватории и в связи с этим в высших музыкальных заведениях появились собственные студии электронной музыки: - во Флоренской Консерватории , под руководством P. Grossi, в Римской (F. Evangelisti), а также в консерваториях Турина, Падовы, Пескары, Фросиноне и многих других.
Научно-исследовательская работа в области звука продолжалась и в таких организациях как частная студия R7, основанная в Риме G. Marinuzzi, J. W. Branchi и P. Ketoff, в функционирующей в Риме экспериментальной американской группе "MEV" ("Musica Electronica Viva") под руководством A. Curran, R. Teitelbaum и F. Rzewsky и занимающейся вопросами живой электронники, и в студии "Nuova Consonanza Association", под управлением F. Evangelisti, E. Macchi и D. Paris.
Надо отметить, что многие научные исследования в области звука, также как и создание электроакустических произведений, были осуществлены самостоятельно композиторами-одиночками, не входивших в каки-либо организации. К сожалению, Министерство Культуры Италии не потдерживало этих начинаний и выделяло буквально крохи на развитие данного перспективного жанра современного искусства и в результате многие интереснейшие открытия и идеи канули в лето или так и остались на бумаге или брошенными на пол-пути. Но тем не менее не взирая ни на какие трудности работа продолжалась и в конце 70-х годов произошeл ряд значимых событий напрямую связанных с исследованиями в области экспериментальной и электронной музыки - это рождение одного из основных на то время центров компьютерной музыки при Университете, в г. Падове (CSC), образование Национальной Ассоциации Электроакустической музыки (AIMI), а также создание в Риме знаменитой ассоциации электронной музыки "Musica Verticale" под руководством W Branchi и G. Baggiani.
На достигнутом решили не останавливаться и в 1982 году, опять же в Риме, группой композиторов-исследователей, среди которых были G. Nottoli, N. Sani и Ваш покорный слуга, был основан частный музыкальный центр SIM (Societa Informatica Musicale). Не взирая на большое колличество всевозможных организаций, непсоредственно связанных с исследованием в области звука и с созданием электронных и электроакустических сочинений, каждый центр, студия или ассоциация ставили перед собой совершенно разные задачи и повторении в исследовательском и творческом процессе совершенно исключались. Ощущалась даже нехватка институтов для новых исследований. Наука и технологический процесс неукротимо шли вперeд и открывались всe новые и новые перспективы, открывавшие в свою очередь новые возможности, которые необходимо было исследовать.
Так появились новые центры: во Флоренции - "Tempo Reale", созданный Luciano Berio, SPAZIOMUSICA, возглавляемая F. Oppo - в Каглиари, на Сицилии, в Сассари - CERM, под началом A. Doro, в Риме - CRM (руководитель M. Lupone), STUDIO EDISON (L. Ceccarelli) и TON VERGATA - центр технологических исследований при Римском Университете, на звукорежиссeрском факультете, возглавляемый G. Notolli, а также несколько Миланских организаций - LASDIM, MMT, основанный W. Prati, AGON под руководством L. Francesconi и "Musica Realta" - под предводительством Luigi Pestalozza, которая за последние несколько лет провела большое количество концертов электроакустической музыки, в том числе и серию концертов, посвящeнных 50-и летию рождения жанра под названием "Metafonie" и организованных Вашим покорным слугой, г-ном Pestalozza и "Teatro Alla Scala".
Все перечисленные мною организации являются основными организациями, которые влияют на развитие электроакустического движения как у нас в стране, так и за еe пределами. Многие из них координируются так называемым головным центром CEMAT, но это координация остаeтся в основном на бумаге и если Вы спросите, что же из себя представляет CEMAT, то я боюсь, что вряд ли кто из моих коллег даст Вам какой-либо вразумительный ответ.
Если говорить о каких-либо проектах, связанных с выпуском компакт дисков, то должен сказать, что в Италии сочинения композиторов-исследователей публикуются в основномзвукозаписывающей фирмой "Fonit Cetra", в сборниках серии "Musica Paesente"и "Computer Music Concerto".
А. А.: Почему Вы решили провести серию концертов, посвящeнных 50-и летию жанра электроакустической музыки в Италии и почему именно в таком знаменитом, всемерно-известном и академическом театре, коим является "Teatro Alla Scala"? Ведь на подмосткак данного тетра можно услышать лишь классическую музыку. Значит ли это, что жанр электроакустической музыки стал классическим и серьeзная электронная музыка стала современной классической музыкой второй половины ХХ-го века?
Ф. Г.: Думаю, что сегодня очень важно привлекать и воспитывать современного зрителя, создавая новый контекст восприятия электронной и электроакустической музыки. Проведение концертов на городских площадях или в классических театрах является в досиаиочной степени экстремальным мероприятием. С одной стороны мы рискуем быть не понятыми массовым слушателем (тут я должен сказать, что к счастью пока этого ещe не наблюдалось и в большинстве своeм современный слушатель проявляет значительный интерес к электроакустике), но с другой стороны, мы создаeм свою слушательскую аудиторию там, где доселе мы не совсем ожидали еe найти.
Театр "Alla Scala" является одним из наиболее значимых мировых театров, исповедающих классическую музыку в любых еe проявлениях будь-то опера, балет или просто живое исполнение и для меня очень важно, что именно такой театр принял электроакустическую музыку и согласился на проведение концертов, посвящeнных 50-и летию рождения этого жанра современногог искусства. На этих концертах мы представляем сочинения композиторов разных возрастных катнгорий и разных направлений в современной электроннике. И знаете что самое интересное - многие молодые люди, пришедшие на наши концерты и слушаюшие в первый раз очень важные электроакустические произведения, до селе ни разу не приходили на классический концерт, проводимый в стенах "Alla Scala", а постоянная публика театра, которая достаточно далека от нашего жанра, с ничуть не меньшим удовольствием и с огромным интересом посещала наши мероприятия.
Я считаю этот "обмен опытом" маленьким, но очень важным достижением и надеюсь, что вторая часть концертов "Metafonie", начинающаяся в декабре этого года, пройдeт столь же успешно.
А. А.: Франческо, расскажите пожалуйста о Ваших последних проектах и Ваших творческих планах на будущее.
Ф. Г.: Как я Вам уже говорил, я являюсь не только композитором. Я пишу книги об электронной музыке, занимаюсь организацией концертов, научными исследованиями в области звука, а также участвую в разработке новых музыкальных технологий и микроэлектронники в Римском музыкальном центре "SIM" и в "Texas Music Center" в Милане.
Что же касается моих последних проектов и работ вообще, то я хотел бы отметить работу в качестве художественного руководителя римской ассоциации "Musica Verticale" в начале 80-х (мне тогда удалось реализовать достаточно большое количество концертов электроакустической музыки) и свои кубинские экзерсисы, где я смог провести серию концертов и конференций, посвящeнных итальянской компьютерной музыке. Также на острове Свободы в 1989 году, совместно с несколькими итальянскими коипозиторами и кубинскими актeрами, я поставил мультимедийную оперу, посвящeнную 30-и летию кубинской революции.
Как композитор, я стараюсь реализовать себя в электронной, электроакустической и экспериментальной музыке, используя при этом свой музыкальный язык и свою стилистику.
Среди своих работ хотелось бы особо выделить три сочинения - "Metafonie" (1983), "Lontano" (1985) и "Nelle Loro Voci" (1995). На мой взгляд они отражают наиболее важные и достаточно разные аспекты моей исследовательской деятельности в области электронной музыки. Эти композиции достаточно часто исполнялись на многих фестивалях электронной музыки как в Европе, так и в Америке. Одно из моих последних сочинений "Il Mio Paese E La Notte", звучавшее на известном Вам концерте в "Teatro Alla Scala", было написано в 1997 году во Франции, в студии города Буржа "IME".
В данный момент я работаю над созданием композиции, которую планирую заершить в начале этой осени. Если всe будет хорошо, то премьерное исполнение планируется на октябрь текущего года в концертном зале датской ассоциации электроакустической музыки DIEM, в г. Аархус, на концерте посвящeнном итальянской электроакустической музыке.
В ближайшее время я жду выхода книги, написанной мною в соавторстве с композитором Nicola Santiи повествующей об экспериментальной и электронной музыке. Носит она название "Musica Espansa" и где, кстати говоря, достаточно много говорится о русской школе электронной музыки периода 60-70-х годов.
И наконец, последний проект - это организация в конце ноября 1999 года международного симпозиума "Музыка и технологии завтра", который мы планируем провести опять же в театре "Alla Scala".
Послушайте, Аремий, а что это мы всe обо мне, да обо мне. Расскажите лучше как там у Вас, в России, а?
И я начал говорить о России.
Основные сочинения:
1. "Studio Per Due Sorgenti" (1978) 07:00 min.
2. "Lontano" (1985) 06:30 min.
3. "Astratto" (1986) 09:00 min.
4. "Tra I Suoni Estremi" (1987) 10:20 min.
5. "Che - Cambiare La Prosa Del Mondo" (1989) 09:00 min.
6. "Metafonie" (1993) 10:30 min.
7. "Nelle Toro Voci" (1995) 06:00 min.
8. "Aguas Blancas, Muove Energie Di Suono E Spazio" (1996) 11:20 min.
9. "Il Mio Paese E La Notte" (1997) 09:20 min.
10. "Paesaggio (del) Rosso" (1998) 05:00 min.
11. "Il Guailo" (1998) 07:00 min.
12. "Il Mio Paese E La Notte. Version 2" (1999) 09:40 min.
13. "Memoriali Periferico. Part One" (1999) 07:20 min.
Основные публикации:
1. "Musica Espansa" (1999) - Ricordi/LIM editions.
Данная статья напечатана в журнале "Music Box" N 2(15) 1999.
|