Артемий Артемьев: Обзоры:  
Artemiy Artemiev: "Time, Desert And A Sound" (Electroshock Records 2004, ELCD 038)
 

05 tracks. Total time - 79:20.



Глубина пространства звуковой материи, переплетается плавно и ровно в вибрации плотной и немного разреженной атмосферы звука.

Время, пустыня, звук - это ключи к познанию мира. Мира вокруг и внутри нас. Время бесконечно... Нет ни начала, ни конца, а лишь отрезок, в котором существует пространство.

Время и пространство - это две неразделимые субстанции, существования мира.

Но, что такое пространство? Как его изобразить, чтобы не нарушить, намеченную художником, тонкость звуковой материи?

Бесконечные просторы песка, ровные глади волн на нем, колыхание легкого ветра и тихие звуки гитары, возле одиноко догорающего костра.

Пустыня...

Безмолвное пространство. Единство времени и материи. Вечное и неизменное. Меняется лишь лицо, но не сущность. Эту безграничность пронизывает порою ветер и палящее светило, одинокие голоса и звуки инструмента.

Минималистичная, эмбиэнтная звуковая ткань плотна жива. Она не разползается на отдельные части. Это единое целое.

Звук уплотняется, иногда доходит до разряженного состояния, это не вакуум, а легкое дребезжание, не плотное состояние вибрации. Даже паузы между композициями наполнены смыслом общей концепции.

Пустыня дышит: вдох...выдох... Биение сердца... Пульсация жизни воплощена в электронном звуке и отдаленных "голосах" пространства.

Музыкальная ткань - не сухая бездушная электроника. Это живой организм, в котором объединены электронная музыка и акустика живого, загадочного, звука.

Время...Пустыня...Звук...

Время...Пространство...Жизнь...

Время...

Денис Носов ("DGM")



Артемий Артемьев - один из пионеров российской электроники, а так же (как и его прославленный отец) известный в мире композитор, пишущий для кино. Не удивительно, что последняя работа Артемьева получилась весьма кинематографичной или, скорее, более образной и содержательной, нежели большинство амбиентных альбомов, ориентированных всего лишь на создание приятной или комфортабельной звуковой среды. В данном случае автор виртуозно манипулирует состояниями, использует много акустических звуков в сочетании с синтезаторными пластами, применяет "живую" гитару, на которой играет Валерий Сивер, а так же голос Мирослава Райковского, звучащий на трэке "A Sound". В принципе, этот альбом балансирует на стыке сразу нескольких музыкальных направлений, включая этнику, что делает его прослушивание по настоящему интересным и увлекательным занятием. В 2004 году лейбл "Electroshock Records" выпустил в свет еще несколько интересных альбомов, на которые, безусловно следует обратить внимание. Это, конечно, альбом молодого композитора Александра Володина "Reflections of Time", работа известного голландского электро-акустика Родерика де Мана (Roderik De Man) "Electrified Music", альбом "Polished Surface of a Table" московского электронщика Алексея Борисова, а так же сборник "Electroacoustic Music. Vol. IX", на котором представлено 11 отличных трэков, записанных в частности такими международными мастерами как Gottfried Michael Koenig, Carl Stone, Mark Cooley, Simon Wickham-Smith, Victor Cerullo и другими не менее достойными специалистами из разных стран.

Алексей Борисов

 


Пустыня давно превратилась в некий символ времени - всё пройдёт, цивилизации, сменяя друг друга, рано или поздно исчезнут, и всё, что считалось незыблемым и вечным, поглотится песком. Что останется после этого? Только безграничное и безжизненное пространство, бесконечное время и звуки, отголоски прошедших событий.
Может быть, именно об этом размышлял Артемий Артемьев, создавая материал для своего шестого сольного альбома? А, может быть, его всё ещё занимали восточные мотивы, запечатленные в своё время на диске “Пять таинственных сказок Азии”, но так и не “отпустившие” композитора, заставившие вновь обратиться к экзотике? Так или иначе, открывающая диск композиция Beyond Bounds of Reality служит неким мостом между упомянутым альбомом и новыми композициями, объединенными под названием “Время, Пустыня и Звук” - она своим ритмом, утробным звучанием флейт и горловым пением напоминает первую сказку, “Гонг-Конг”. Правда, передано в ней не размеренное существование мегаполиса, а атмосфера продуваемых ветрами бескрайних территорий, наполненных миражами, мерцающими на фоне неподвижно застывшего горячего воздуха. Но уже “Время” окажется более сложной и даже жёсткой работой, отсекающей прежние связи - здесь мощным потоком накатывают холодные электронные звуки, дует пронзительный ветер, песок разъедает железо, тревожные шумовые вставки озаряют вспышками монотонное импровизированное звучание, захватывающее и подчиняющее себе всё внимание слушателя. Артемьев умеет зацепить, загипнотизировать, умеет создать звуковую массу, в которой легко утонуть - и здесь это реализовано в полной мере. В композиции “Пустыня” сдержанно-созерцательные гитарные партии Валерия Сивера то возникают, то исчезают вновь на фоне мягких электронных полутонов и сложных нагромождений металлической перкуссии и напряженного цифрового шума, образующих непроницаемое облако, которое развеет без остатка колокольный звон, открывающий путь в мир “Звука”. На нервном электронном костяке Артемий размещает уже привычную металлическую перкуссию и этнические мотивы, горловое пение Мирослава Райковского и сумрачные эффекты, создавая в итоге ту самую бездну, которая, если долго в неё смотреть, начнет в свою очередь всматриваться в тебя. Может быть, звучит избито, но, на мой взгляд, совершенно точно - именно такой эффект чувствуешь, когда композиция разрастается, вовлекает в себя, окутывает звуками и не даёт вырваться из этого потока. На этом альбом можно было бы закончить, но концертная версия знаковой для Артемьева вещи “Мистицизм звука” идеально вписывается в его настроение. Более получаса звуковых исследований и экспериментов, медитация на работу известного суфийского мистика Хазрата Инайята Хана, давшую название треку, восточная музыка и современные технологии, снимающие с автора любые технические ограничения - сильная и красивая работа, мост между традициями прошлого и возможностями настоящего.
Сложный альбом, требующий к себе внимания. При этом безукоризненно выполненный, наделенный собственным уникальным настроением и несущий в себе идеи и мысли, заданные и озвученные только с помощью музыки. Философское рассуждение на тему Пустыни, Времени, Звука…и Вечности.

Сергей Орешкин

 

 
 
 
     
 
В случае использовния материалов, ссылка на сайт обязательна
© "Electroshock Records", 2004