06 композиций. Время звучания - 73:11.
В середине 2002 года Артемий Артемьев одновременно выпустил сразу несколько совместных работ (четыре, если быть точным). Этот альбом, созданный совместно с английским готическим нью-эйдж проектом Karda Estra - наиболее неожиданный и великолепный из всех. Он, конечно, не является одной из самых шокирующих работ российского мастера электроники. Честно говоря, во время прослушивания альбома создаeтся ощущение безмятежности. "Equilibrium" - блестящий альбом, состоящий из пространственных композиций с элементами готики и soft prog-rock. Артемий является создателем большинства фоновых текстур: различных синтезаторных звуков, слегка будоражащих сэмплов и атмосфер, и, время от времени, электронной перкуссии. Лидер "Karda Estra" Richard Willeman добавляет поверх мягкие гитарные переливы, как правило, состоящие из медленных мелодий, созданных с помощью гитарных эффект-процессоров, а также повторяющиеся музыкальные фразы, напоминающие наиболее мягкую и деликатную музыку Richard Pinhas. Iliesha Bailey поeт (без слов) на нескольких треках (особенно в первой пьесе "Preliminary Steps"), а Caron Hansford играет на гобое и английском рожке. В композиции, по названию которой назван весь альбом, достигается удивительный уровень внутреннего умиротворения, блистательной утончeнности. Композиция "The Curtain Falls" завершает совместную работу, при этом роли обоих артистов чeтко определены. Очень красивая, медленно плывущая музыка, исключительно интеллектуальная и полная идей, и в то же самое время, лeгкая для понимания. В ней без труда сочетаются лeгкость флейтовых мелодий Gandalf и мрачноватость басс-линий Peter Frohmader, и всe это в рамках одной двадцатиминутной композиции. Рекомендую.
Francois Couture (All-music Guide)
"Equilibrium", одна из последних совместных работ, выпущенных Артемием Артемьевым, совмещает в себе холодок российской электроники с более романтично звучащим "готическим нью-эйджем" (как его называют) группы "Karda Estra" Richard Willeman. Композиция под названием "Preliminary Steps", открывающая диск, представляет собой медленно расширяющуюся амбиентную звуковую сцену со странными электронными гудениями, смешанными с эхо, и тихой перкуссией, а также сэмплированными голосами, протяжными звуками виолончели и звучной гитары. Затем следует пьеса "Last Scene on Earth" - довольно разреженная амбиентная композиция, полная жутких низкочастотных гудящих звуков, электронных переливов и атмосферной гитары Richard Willeman. Можно представить, как Вы парите над Землeй в ожидании кульминационного события. Следующая вещь "Open Window", скорее, звучит как композиция Karda Estra: медленные барабаны и атмосферная гитара очень выражены, в то время как синтезаторные линии звучат очень тихо. "The Teller of the Tale" - первая из двух девятнадцатиминутных эпосов: она развивается медленно, тихие барабаны и басы служат основой для различных синтезаторов и гитар, которые вместе составляют некий статичный танец, не имеющий конца. Упор делается то на синтезаторы, то на гитары. В конце концов, появляется призрачный голос Iliesha Bailey, который то становится громче, то исчезает совсем. Это одна из наиболее замечательных композиций альбома. Вечная вещь. Композиция "Equilibrium" снова довольно короткая. Она начинается с обволакивающих звуков синтезаторов в соединении с драматичными рояльными аккордами, которые постепенно перерастают в призрачный дуэт с гобоем и английским рожком Caron Hansford. Последняя пьеса называется "The Curtain Falls", и это вторая длинная эпическая композиция. Вновь (деревянные) духовые инструменты плавают поверх тихих драматичных аккордов, покачиваясь между различными обволакивающими электронными звуковыми ландшафтами (очень неземное звучание), но также с определeнной долей традиций классической музыки, благодаря соло на деревянных духовых инструментах. "Equilibrium" - очень удачный альбом, поскольку никто из участников не пытался захватить пальму первенства, вместо этого делясь друг с другом идеями относительно того, чего они хотели достичь в итоге. Это музыка, которая парит (пускай даже и без цели, а, может, и с целью), она просторна и пространственна, интимна, и, в то же самое время, может объять весь космос. Образы, которые она способна вызвать, исключительно богаты. Один из наилучших релизов из всего, что было недавно выпущено на "Electroshock Records".
John Peters ("The Borderland")
Я из тех людей, что не изменяют своим привычкам. Хотя я живу всего лишь в десяти минутах от места работы, я всегда выезжаю на сорок пять минут раньше, чтобы вдоволь покататься. Сегодняшний день не стал исключением, но сегодня всe было несколько по-другому: пока я прогуливался по дорогам на своeм автомобиле, я впервые послушал новую совместную работу Артемия Артемьева и Karda Estra, которая называется "Equilibrium". Во время моих ежедневных поездок в US Steel, я всегда проезжаю один и тот же путь между студенческим городком Северо-западного Университета Индианы и урбанизированным центром Gary. Здесь по бокам расположены бывшие заброшенные поля для гольфа. Эти оставленные пригорки, холмы и дорожки уже давно заросли кустарником, деревьями и высокой травой. Огромные плакучие ивы встречаются то здесь, то там, вместе с возвышающимися дубами и поваленными стволами. Это зрелище дополнилось покрывалом из густого тумана по пояс, создающим абсолютно неземной эффект. Подобная картина может быть очень живописной, если Вы находитесь в соответствующем расположении духа. И музыка альбома "Equilibrium" как нельзя лучше иллюстрировала этот эффект. В считанные секунды, обыкновенная земная поездка была полностью преобразована с помощью звуков, раздававшихся из моих динамиков. Я больше не ехал на работу в своей машине - музыка уносила меня в неизвестные края. В один из моментов, я выехал с проезжей части, чтобы остановиться около въезда на старое поле для гольфа и насладиться зрелищем. Несколько минут я просто сидел, оглядывая взором окрестности и вслушиваясь в звуки, исходящие из магнитолы. Соединение талантов Richard Willeman и Артемия Артемьева послужило почвой для создания исключительно загадочных звуковых ландшафтов. Это замечательная музыка настроений, подходящая для долгой поездки по заброшенной сельской дороге. Жутковатые проигрыши и тревожные атмосферы заставят Вас озираться по сторонам, ожидая увидать призрачного попутчика или ещe чего-нибудь похуже. "Equilibrium" страшноват, но, тем не менее, необычайно красив. Техника записи диска очень интересна: Richard Willeman записывал свои партии в Англии, а Артемий Артемьев - в Москве. Richard утверждает, что этот амбиентый проект является чем-то абсолютно не похожим на то, что он обычно создаeт, что заставляет меня считать этого парня способным на сочинение в любом жанре. За то время, что я тусуюсь на "Progressive Ears", я уже стал большим поклонником творчества Karda Estra. И вновь он не разочаровал меня. Кстати, я, наконец, добрался-таки до работы, причeм вовремя, но с лучшим настроением, чем обычно.
Joe Shingler ("Ghosts of Pompeii"/"Progressive Ears")
Вам не приходилось задумываться - что заставляет известнейших джазовых музыкантов, каждый из которых может блестяще исполнить сольный концерт, постоянно играть друг с другом, участвовать в джемах, издавать всe новые и новые записи в самых разнообразных составах? Композиторы, работающие в жанре электронной и электроакустической музыки, от начала и до конца самостоятельно пишут, аранжируют, исполняют, записывают и микшируют свои произведения. Использование новых технологий делает современных композиторов самодостаточными по определению. Тогда что же заставляет и их постоянно выпускать совместные альбомы? Да то же самое, что побуждает джемовать джазменов - постоянный творческий поиск. Творчество универсально, не зависимо от того, в каком направлении и стиле работает тот или иной музыкант или композитор. Каждый из них имеет свой неповторимый творческий почерк. Совместная работа ярких индивидуальностей часто приводит к неожиданным результатам, которые не смог бы достичь каждый из них в отдельности. Вот только композиторам-электронщикам для этого совсем не надо собираться в одном месте. Каждый из них создаeт часть общего замысла в своей студии и потом посылает другому (не исключено, что в недалеком будущем можно будет передавать музыкальную информацию не прибегая к услугам почты, уже непосредственно через Интернет). Фактически, совместные электронные и электроакустические проекты - это тоже своеобразные jam-sessions. Джемы XXI века.
"Karda Estra" - название очень интересного английского проекта, руководимого мультиинструменталистом, композитором и аранжировщиком Ричардом Вилеманом (Richard Wileman). В разное время в составе проекта принимало участие от трeх до пяти человек, исполняющих разнообразные партии на медных и деревянных духовых, смычковых инструментах; присутствует также вокализ. Сам Ричард, помимо электро- и бас-гитары использует клавишные, лупы, многократное наложение записи; однако вся эта современная электроника совсем не "забивает" разнообразные акустические инструменты, оставляя отнюдь не эпизодическое место для их звучания. Как всегда, выходу полноформатного альбома "Equilibrium" на "Electroshock Records" предшествовало появление одной из композиций "Karda Estra", которая называлась "Autumn Cannibalism" ("Осенний Каннибализм" - название наверняка навеяно знаменитой одноименной картиной Сальвадора Дали) на одном из электрошоковских сборников "Electroacoustic Music. Vol. V" - 2000, (ELCD 013). Это, кстати, даeт хорошую возможность познакомиться с творчеством английской группы, так сказать, "в чистом виде". Как можно видеть из состава, в этом проекте практически нет ритм-секции как таковой (если не считать эпизодической перкуссии Ричарда Вилемана). Это делает его инструментальную музыку более текучей и неуловимой. Она отдаленно напоминает такие неординарные составы как, например, "Birdsongs Of The Mesozoic"; однако звучание "Karda Estra" гораздо более "тeмное", временами близкое по настроению к некоторым работам Пьеро Милези (Piero Milesi, постоянный "клиент" Cuneiform Records - американского лэйбла, также издающего очень интересную и необычную современную музыку), в частности, "The Nuclear Observatory of Mr. Nanof". Впрочем, составлять мнение о "Karda Estra" по единственной композиции вряд ли правомерно. Например, Артемий Артемьев, который гораздо более тесно знаком с творчеством группы, приводит также параллели с такими авторами как Vangelis, Harold Budd, Daniel Biro и даже Jerry Goldsmith. "Equilibrium" - совместный проект "Karda Estra" и Артемия Артемьева. На данном альбоме группа представлена тремя музыкантами: помимо Ричарда в записи принимала участие Iliesha Bailey (вокализ, а также лупы всевозможных вздохов) и Caron Hansofrd (гобой, английский рожок). "Equilibrium" действительно балансирует на грани между электроакустической и современной инструментальной музыкой (а как ещe можно обозвать такие проекты как "Univers Zero" или сольные записи Дэниела Дениса (Daniel Denis), тех же "Birdsongs Of The Mesozoic" или более ранние "Aksak Maboul" или "Abus Dangereux"? - RIO? - "world music"???) Артемий Артемьев насытил саунд "Karda Estra" плотным электроакустическим звучанием со множеством всевозможных звуковых и шумовых эффектов, зачастую выполняющих роль своеобразной перкуссии (вроде лупа из синкопированных скрипов в "The Curtain Falls", трэк #6). Однако довольно сложные ритмические структуры, подчеркнутые рефренами как электроакустики, так и традиционных инструментов, присутствуют практически в каждой композиции. Многие из них имеют яркие запоминающиеся темы (авторство, как я полагаю, принадлежит Ричарду), которые, впрочем, нередко так глубоко "запрятаны" в хитросплетение аранжировок и импровизаций, что заметить и выделить их удается только после внимательного повторного прослушивания. Попробуйте сами проследить за партией гитары Ричарда в композициях "Preliminary Steps" (трэк #1) и "Open Window" (#3), или гобоя Кэрона Хэнсфорда в "The Curtain Falls" (трэк #6). Все шесть композиций, представленных на этом альбоме, несмотря на разнообразие музыкального материала, выдержаны в едином стиле и общем мрачноватом колорите. Так и хочется назвать "Equilibrium" "сумрачной музыкой". Не мрачной, а именно сумрачной...
Максим Клепиков
|