Артемий Артемьев: Обзоры:  
Артемий Артемьев и Питер Фрохмадер: "Преображение"
(Electroshock Records 2002, ELCD 021)
 

05 композиций. Время звучания - 56:13.



Когда я узнал о том, что Артемьев и Frohmader работают вместе, меня это нисколько не удивило, поскольку казалось вполне естественным. Peter Frohmader известен своей игрой на гитарах и бас-гитарах поверх звучания клавишных, протяжных синтезаторных аккордов и секвенций, не теряя при этом ритма. В данном случае эта формула также применима, однако окончательный вариант звучит так, как будто немецкий композитор добавил игру на клавишных к тому, что уже было сыграно его российским коллегой, таким образом, расширив и без того богатую звуковую палитру, являющуюся основой альбома "Transfiguration". Принимая во внимание тот факт, что на создание альбома ушeл почти целый год, можно сказать, что он звучит так, как будто музыканты ни разу не встречались, а лишь обменивались музыкальным материалом до тех пор, пока диск не был окончательно готов. Альбом является второй совместной работой музыкантов (после "Space Icon", выпущенного два года назад). Пять композиций альбома обозначены номерами и различаются по длине от чуть более пяти с половиной минут до почти что получаса. Детализированные и подчeркнутые ритмические структуры и синтезаторные/электронные бас-линии придают музыке Артемьева более лeгкий колорит. В целом исключительно приятная для восприятия работа, совмещающая в себе электронику, атмосферный саунд, рок, эмбиент, фьюжн, экспериментальную музыку и многое другое, плывущее на волне ритмов и электронных секвенций. Поскольку в альбоме "Transfiguration" отражено так много различных жанров, вероятно, будет правильнее всего лишь отметить, что работа представляет собой очень хороший пример того, как электроакустический авангард (два слова, которые часто используются для описания работ, выпущенных на "Electroshock Records") должен или может звучать.

Marc Urselli-Schaerer ("Chain D.L.K.")



В 2002 году российский композитор Артемий Артемьев выпустил второй совместный альбом с Peter Frohmader, немецким мастером музыки Dark Ambient. Записанный в течение одиннадцати месяцев путeм пересылки материалов по почте, альбом продолжает то, что было начато в работе 2000 года "Space Icon". Артемий привносит богатые клавишные звуки, жутковатые сэмплы поющих голосов, а так же программирует перкуссию. Frohmader добавляет ещe клавишных и сэмплов, плюс, время от времени, играет на гитаре и басс-гитаре (которая у него в последнее время не в фаворитах). На альбоме "Transfiguration" пять композиций. Несмотря на пронумерованные названия, они не являются цельной работой, хотя настроение и остаeтся, по большей части, одним и тем же. "Space Icon" был очень близок к спейс-року, однако данная работа немного прилизаннее и лишена гипнотических битов, предпочитая им более богатые и сложные текстуры. Музыка набрала определeнную глубину звучания, однако было потеряно что-то волнующее, и это восполнено не полностью. Тридцатиминутная композиция "Transfiguration. Part V" является хорошим примером: клавишные текстуры пышны, но временного появления ритмических секвенций и повторяющихся элементов (в частности, короткого звука, напоминающего мелькание) уже достаточно для того, чтобы оправдать длину пьесы. В альбоме, конечно, есть прекрасные моменты ("Transfiguration. Part I" и "Transfiguration. Part IV"), однако учитывая то, кто написал музыку, альбом немного слабоват.

Francois Couture (All-music Guide)



"Transfiguration" - это совместная работа двух мульти-инструменталистов и их многодорожечных студий. Иными словами, пришло время волшебства! "Transfiguration. Part I" начинается с простых повторяющихся музыкальных фраз и сэмплов. Хотя эта основа и не меняется, она всe же создаeт ритмическую структуру композиции. Эта структура проходит через всю пьесу, в то время как Frohmader накладывает свои частично циклические гитарные партии. "Transfiguration. Part II" начинается с медленного бита и обволакивающих синтезаторных переливов, за ними следует похожая на флейту синтезаторная мелодия, очень красивая. В целом очень мечтательная вещь, которая преподносит сюрприз в виде внезапной мощи и насыщенности в последнюю минуту. "Transfiguration. Part III" похожа на предыдущую вещь своей мелодической линией, обeрнутой в сэмплированные голоса и синтезированные атмосферы. Немного ломаная перкуссия и низкочастотный, но очень настойчивый повторяющийся мотив служат приятной основой композиции. Пока общее впечатление исключительно положительное. Дальше следует "Transfiguration. Part IV". Этническая перкуссия и глубоко погружeнные в эхо ударные сочетаются с постепенным наложением всe большего числа инструментов. Звучит очень драматично и немного по-восточному. Материал мог бы послужить прекрасным саундтреком к триллеру из Гонконга. Можно представить себе погоню на джонках по гавани... Последний трек - "Transfiguration. Part V". Это наиболее длинная композиция на диске - почти тридцать минут. Она, к тому же, самая космическая. Целая серия просторных ударных ритмов, прозрачных клавишных линий, обволакивающих звуков и общего ощущения течения туда, где не светит Солнце. "Transfiguration" - альбом множества настроений. Временами он мощен, однако часто - расслаблен. Музыка варьируется от авангардной до коммерческой электроники, но слушается с лeгкостью и поражает звуковым диапазоном и тем, как эти звуки подвергаются музыкальной манипуляции. Трудно отдать предпочтение кому-то одному из музыкантов, поскольку их индивидуальные стили безупречно совмещены в этом альбоме. Ещe один удачный релиз от "Electroshock Records".

John Peters ("The Borderland")



Новая совместная работа Артемия Артемьева и Peter Frohmader, которая дарит нам ещe одно музыкальное приключение, полное открытий. Алхимия двух композиторов чрезвычайно хорошо срабатывает. В результате, здесь встречаются очень впечатляющие проигрыши, в которых соединены многие элементы, которые априори являются очень странными, но в купе придают замечательную форму данной работе, от психоделии до космических мотивов, индастриала и других авангардных течений. У Артемия Артемьева, как и у его отца, богатейший опыт написания музыки для кино с одной стороны, и электроакустических экспериментов с другой. В свою очередь, Peter Frohmader - чрезвычайно харизматичный авангардный музыкант из Европы. Не удивительно, что совместная работа этих двух композиторов - это всегда шкатулка со звуковыми сюрпризами.

Edgar Kogler ("Amazing Sounds")



На мой взгляд "Transfiguration" - всe равно, что два альбома в одном. Артемий Артемьев и Peter Frohmader записали четыре трека, исследующие территорию различных направлений электронной музыки (EM), причeм все очень драматичные, ритмичные и энергичные. Кроме этого они записали длинную (почти на тридцать минут) вещь, делающую экскурс в глубокий, мрачный (и временами очень атональный) эмбиент. В результате получился альбом, который явно страдал бы раздвоением личности, если бы не тот факт, что он чертовски хорош. Мне одинаково нравятся обе "стороны" этой записи. Каждая композиция обозначена как "Transfiguration" с единственной разницей, что у каждой свой индивидуальный номер, написанный римскими цифрами (I, II и т.д.) Часть первая открывается журчащими ретро-звуками синтезаторов, чтобы затем разразиться мощными ритмами (отличная басс-бочка) с лазерными эффектами и синтезаторными хорами в духе Constance Demby. Всe это драматизирует данную композицию до предела. Различные крещендо доминируют, а электронные ритмы вбивают каденцию среднего темпа прямо в череп. Настоящая вещь в духе "сделай погромче"! Вторая часть поначалу звучит как-то похоронно. Ритмы, похожие на марш противопоставляются аналоговым ретро-синтезаторным звукам до тех пор, пока не появляются классные кинетические ритмы, по обе стороны стерео-диапазона. Мрачный низкий синтезаторный звук сочетается с высокой флейтоподобной мелодией, в то время как аналоговые синтезаторные звуки бомбардируют Вас со всех сторон. Похоже на войну клавишных. Тем, не менее, Артемий Артемьев и Peter Frohmader не теряют контроль ни на секунду (на самом деле, если слушать всe это дело на колонках, а не в наушниках, то многое из того, что я здесь описываю, может ускользнуть от внимания слушателя, или отойдeт на второй план). Третья часть начинается с изобилия электронных текстур Берлинской Школы. Тонны классных ритмов, немного вокодера, и пышные минорные клавиши делают этот трек незабываемым. Энергия нарастает, и интенсивность увеличивается всe время, пока длится композиция. Четвeртая часть противопоставляет электронику и завуалированные этнические ритмы, добавляя при этом кое-какие кибер-джаз текстуры (сэмплы трубы), однако вещь настолько энергичная, что хорошо сочетается с электронной музыкой, что звучала до этого. Пятая часть - это пример того, как можно повторять один и тот же мотив на протяжении почти что получаса, но сделать так, чтобы он нисколько не надоел. Постоянные гудения, одинокие музыкальные ноты, пузырящиеся синтезаторы и другие чисто электронные/космические синтезаторные эффекты составляют начало композиции, от которой веет загадочностью и страхом. Отдельные сэмплы поющих голосов, а также появление тимпана и рабочего барабана делают композицию чем-то большим, чем просто набор гудящих текстур. Это уже нечто более устрашающее, но, тем не менее, ещe не авангардный атональный ад. Устойчивый барабанный бит постепенно включается в музыку, и на этом всe фиксируется, после чего следуют лишь незначительные изменения (хотя есть и заметные, например, резкие шумовые взрывы и басс-рожки, взывающие время от времени). Композиция всe разрастается и разрастается, превращаясь в музыкальный оргазм нот, ритмов и электроники в духе "Болеро". Возможно, комбинация элементов покажется некоторым слушателям слишком необычной и тяжeлой для восприятия (четыре вполне доступные композиции электронной музыки, а затем тридцатиминутная дарк-эмбиент/ритмичная тоновая поэма, наполненная странными шумами, тревожно громкой перкуссией и общим ощущением страха, пронизывающим окружающее пространство). Признаюсь, я не мог понять, как я отношусь к этой вещи, пока однажды не одел наушники. Именно тогда мне стала очень нравиться эта протяжная амбиентная композиция и медленный эволюционный подход к развитию темы, где переходы от одной текстуры к другой совершаются на микро-уровне. Первые четыре трека нравятся сразу. Каждый энтузиаст электронной музыки полюбит эти вариации мелодий и ритмов. Последняя же вещь требует некоторого времени, за которое слушатель смог бы привыкнуть к ней и к еe необычным элементам, таким как аритмичные взрывы тарелок, ритмичные и неправильные барабанные биты, гонги, шумы и, в целом, полу-произвольный характер композиции. Но позвольте этой композиции войти в Вас, и Вы удивитесь, насколько она становится интересной и завораживающей. В целом - действительно классный альбом, рекомендованный для прослушивания, как для любителей традиционной электронной музыки, так и для энтузиастов мрачного эмбиента (тех, кто не приучен к "лeгкой" эмбиент музыке и не возражает против определeнного количества грохотаний посреди привычных гудящих текстур).

Bill Binkelman ("Wind & Wire")



Вам не приходилось задумываться - что заставляет известнейших джазовых музыкантов, каждый из которых может блестяще исполнить сольный концерт, постоянно играть друг с другом, участвовать в джемах, издавать всe новые и новые записи в самых разнообразных составах? Композиторы, работающие в жанре электронной и электроакустической музыки, от начала и до конца самостоятельно пишут, аранжируют, исполняют, записывают и микшируют свои произведения. Использование новых технологий делает современных композиторов самодостаточными по определению. Тогда что же заставляет и их постоянно выпускать совместные альбомы? Да то же самое, что побуждает джемовать джазменов - постоянный творческий поиск. Творчество универсально, не зависимо от того, в каком направлении и стиле работает тот или иной музыкант или композитор. Каждый из них имеет свой неповторимый творческий почерк. Совместная работа ярких индивидуальностей часто приводит к неожиданным результатам, которые не смог бы достичь каждый из них в отдельности. Вот только композиторам-электронщикам для этого совсем не надо собираться в одном месте. Каждый из них создаeт часть общего замысла в своей студии и потом посылает другому (не исключено, что в недалеком будущем можно будет передавать музыкальную информацию не прибегая к услугам почты, уже непосредственно через Интернет). Фактически, совместные электронные и электроакустические проекты - это тоже своеобразные jam-sessions. Джемы XXI века.

"Transfiguration" - второй совместный альбом Артемия Артемьева и
Питера Фрухмадера (Peter Frohmader), выходящий на лэйбле "Electroshock Records". Как и предыдущий релиз "Space Icon" - 2000, (ELCD 015), этот компакт-диск также содержит пять композиций, при создании которых А. Артемьев работал только с клавишными и сэмплами, а П. Фрухмадер также использовал гитару, бас и перкуссию. Однако стилистически эти две работы довольно сильно различаются. Если предыдущий альбом сам Артемий определял как "пост-краутрок" (на мой взгляд, данное смелое утверждение может быть подвергнуто дискуссии), то этот более тяготеет к тому, что называется "трансом" (не путать с дискотечной трескотнeй!), тем более что предлог "Trans..." особо выделен и в названии на кавере компакт-диска. Не мудрствуя лукаво, авторы обозначили треки альбома как "Transfiguration Part I, II, III" и т. д. При этом сам музыкальный материал, стилистически оставаясь в едином ключе, очень разнообразен. Гитара Питера Фрухмадера слышна здесь лишь в первой и третьей композиции, гораздо больше внимания он уделяет звучанию клавишных и, особенно, всевозможных электронных эффектов, которые в изобилии присутствуют на всeм альбоме. Автором подавляющего большинства тем является Артемий Артемьев, многие из которых очень красивые и запоминающиеся, как, например, та, что "исполняется" на флейте (на самом деле - очень качественный сэмпл) в "Transfiguration. Part II" - на мой взгляд, самой мелодичной вещи на всeм альбоме (я потом мурлыкал еe несколько дней, пока не надоел жене). Очень интересно было прослушать завершающую получасовую "Transfiguration. Part V". Дело в том, что на своем последнем сольном альбоме "Forgotten Themes" - 2000, (ELCD 017) Артемий представил весьма нетипичную для него амбиентную композицию "An Autumn Breath" (трэк #10). К ней очень близка и тема пятой части композиции "Transfiguration", однако благодаря вмешательству Фрухмадера она получает совершенно неожиданное развитие, превращаясь в неспешный транс с погромыхиванием томов и ровным ритмом остальной перкуссии, богато сдобренной разнообразными электронными эффектами. Но самой "трансовой" вещью на всeм альбоме, по моему мнению, является третья композиция, с плотным и насыщенным звучанием (присутствует и вокодeр) и неоднократно меняющимся ритмом. В целом же весь альбом чeтко разделяется "пополам". Его первую часть составляют четыре сравнительно небольшие пяти-восьмиминутные композиции; всю вторую занимает упомянутая выше "Transfiguration. Part V". Ритмичная и очень современная электронная музыка, как всегда сделанная грамотно, качественно и с безупречным вкусом.

Максим Клепиков

 

 
 
 
     
 
В случае использовния материалов, ссылка на сайт обязательна
© "Electroshock Records", 2004