Артемий Артемьев: Обзоры:  
АРТЕМИЙ АРТЕМЬЕВ: "ТОЧКА ПЕРЕСЕЧЕНИЯ"
(Electroshock Records 1997, ELCD 003)
05 композиций. Время звучания - 75:24
 

Третий сольный альбом Артемия Артемьева - "Точка пересечения" - продолжает магистральную линию первых двух - от музыкального коллажа к целостному произведению. Однако создание концептуального альбома - этап уже пройденный автором и прочно вошедший в его творческий арсенал (период создания компакт диска "Холод"). И выпуск следующего концептуального альбома в жанре "чистой" электроники был бы топтанием на месте. То есть он мог быть хуже или лучше, но это не было бы движением вперeд. К счастью этого не произошло. Какими же путями пошeл автор? При создании материала к третьему альбому он ищет новые музыкальные и звуковые выразительные средства. Поиск приводит его к органичному синтезу электронного и акустического звучания. Причем это гораздо более глубокий подход, нежели простое механическое объединение звука синтезаторов с голосами традиционных акустических инструментов, к чему частенько прибегают многочисленные создатели сладкой "фоновой" музыки типа "нью-эйдж". Звук многократно обрабатывается, накладываются различные партии и эффекты. Подобная музыка, в отличие, скажем, от джаза, рождается не в момент исполнения на том или ином инструменте, а в недрах звукозаписывающей аппаратуры в процессе длительной и филигранной работы. В результате создано совершенно особое глубокое и цельное звучание, в которое очень деликатно вплетены электронные тембры, естественные звуки и голоса людей. Не ищите здесь ярких и запоминающихся мелодий - мастерство композитора заставляет вас слушать не ноты, но сам Звук - его течение и метаморфозы. Это и есть "электроакустика" - одно из самых интересных направлений в современной музыке. Вскоре после выхода альбома композиция "Мираж" уже была представлена на международном конкурсе компьютерных искусств АРС Электроника-97 ("Prix ARS Electronica'97"), который проходил в австрийском городе Линц в сентябре 1997 года. По итогам 1997 года компакт диск "Точка Пересечения" вошeл в десятку лучших новинок года, а по опросу известного музыкального критика Питера Телена (Peter Thelen) и американского журнала "Expose" занял 3-е место в чартах 1997 года, проводимых журналом.

Максим Клепиков

 

“Точка пересечения” - третий альбом в дискографии Артемия Артемьева и, на мой взгляд, первый в его карьере, на котором его композиторский талант и своеобразное видение музыкальных процессов проявились в полной мере. Название говорит само за себя - по задумке автора диск стал точкой пересечения между электронной и электроакустической музыкой, между восточной и западной культурой.
            Каждая из пяти представленных вещей является полностью, так сказать, “автономным” произведением. Вписанные в концепцию диска, они существуют в своем индивидуальном пространстве, заполняя его целиком и не претендуя на взаимосвязи с другими треками. Пять раз Артемьев начинает выстраивать композицию заново, на пустом месте, без оглядок. Основу он выстилает из пространственного и весьма минималистичного эмбиента, склоняясь к “тёмным” интонациям и задумчивому, “философскому” настроению, в глубину звуковых колебаний и еле уловимых трансформаций добавляет различные звуки, такие, как лязг металлической перкуссии, щелчки ритма, атональные клавиши (Mirage), скачущие бледными тенями по стенам комнаты, в которой и звучит музыка. Да, музыку эту можно назвать камерной, “замкнутой” - её пространство четко очерчено, но, в то же время, изобилует “коридорами”, из которых доносится то голос чтеца, читающего отрывки “Из заметок Феликса Бозоне” на немецком, то тревожные оркестровые партии на фоне “классических” секвенций из электронной музыки семидесятых, которые завершаться литургией в исполнении дьяконов сирийской православной церкви (Down by the Footsteps Leading to the Abyss). Кажется мне, что именно это исполнение церковного гимна можно назвать доминантой альбома, отражающей его смысл - вроде бы и прямые отсылки к христианству, которое исторически воспринимается уже как явление более европейское, и, в то же время, типичная восточная манера исполнения со своими уникальными особенностями. Миры соединяются здесь и продолжают сосуществование в неспокойной и, одновременно, медитативной музыке, которая имеет одну важную особенность - несмотря на продолжительность композиций и упомянутую выше “замкнутость”, она не надоедает. Следуя за плавным течением звуков, неосязаемыми ритмами, “академическими” вкраплениями, электроакустическими преобразованиями и неяркими (без напускной слащавости, что делает их абсолютно аутентичными) оттенками восточного колорита, слушатель совершает своеобразное путешествие в мир образов и историй, заключенных автором в выхваченных из бытия моментах, каждый из которых неповторим. Сложная, при всей своей внешней простоте пластинка, открывшая Артемьева с несколько иной стороны.

Сергей Орешкин

 

 
 
 
     
 
В случае использовния материалов, ссылка на сайт обязательна
© "Electroshock Records", 2004