Артемий Артемьев: Обзоры:  
АРТЕМИЙ АРТЕМЬЕВ: "ХОЛОД"
(1995, Electroshock Records 1997, ELCD 002)
08 композиций. Время звучания - 72:19
 

Второй сольный проект Артемия представляет собой уже целостное самостоятельное произведение - как раз из разряда тех, которые принято называть "концептуальными альбомами". Данный музыкальный материал создавался на протяжении девяносто четвeртого - девяносто пятого годов - то есть (как и тот, что на предыдущем альбоме) еще до создания студии "Электрошок". "Холод" выполнен в жанре "чистой" электронной музыки с еe холодными синтетическими тембрами - словно прозрачные сосульки звенят в морозном воздухе. Атмосфера наступления холода, приближения зимы, создаeтся с первых же секунд и выдерживается на протяжении всего 72-минутного звучания компакт диска, становясь то таинственной и вкрадчивой (как в композиции "В ожидании зимы"), то грозной и неотвратимой (композиция "Замерзание"). И вдруг в середине альбома неожиданно возникает очень красивая и трогательная "Колыбельная для одинокого путника". Остаeтся добавить, что в ноябре 1997 года, т.е. вскоре после выхода альбома, композиция "Полярная ночь" уже исполнялось на ежегодном концерте электроакустической музыки, проходившем в Массачусетском Университете, в американском городе Амхерст (Bezanson Recital Hall, University of Massachusetts, Amherst, USA). Далеко не каждый альбом отечественных электронщиков получал подобное признание сразу же после выхода...

Максим Клепиков

 


На своем втором альбоме Артемий Артемьев обратился к теме холода, выразив свой взгляд на это состояние окружающего мира при помощи восьми композиций, каждой из которых он придал своё специфическое звучание. От даты выхода этого диска нас отделяет четырнадцать лет и множество релизов, созданных композитором и демонстрирующих его видение звуковых процессов в мире электронной музыки - тем интереснее вернутся к этой работе, несущей в себе не столько новаторские исследования, сколько отсылки к тем столпам, на которых упомянутая выше электронная музыка стоит.
            Слушая “Холод”, легко заметить и влияние “берлинской” электроники, и следы Ино, и отголоски с американского континента. Композиция “В ожидании зимы” с её бредущей по кругу и постепенно застывающей мелодией похожа на работы Стива Роача времен Quiet Music - такая же пространственная и умиротворенная музыка, разве что более холодная, согласно заданной теме. “Замерзание” уже не так безопасно, здесь обездвиживающая мрачность сгущается и сковывает движения, а сквозь угнетающую мощь оркестровых аранжировок сквозит что-то “саундтречное” (не стоит забывать, что Артемий, как и его отец Эдуард Артемьев, известен созданием музыки для многих фильмов, правда, ему выпали довольно лихие и упаднические для нашего кино восьмидесятые-девяностые годы, и многие картины того периода сейчас не очень хочется вспоминать). Композиция “Полярная ночь” название полностью оправдывает - да что там говорить, даже если бы она называлась по каким-то причинам “На южном взморье”, всё равно слушатель с первых же секунд провалился бы в мир, скованный льдом и продуваемый пронзительной метелью, разгоняющей темноту над бескрайними белыми просторами, от которых можно легко сойти с ума. “Колыбельная для одинокого странника” даёт повод критикам, проводящим сравнения между творчеством отца и сына не в пользу последнего, позлорадствовать, правда, совершено необоснованно. Сильно, но оправданно рискуя, Артемий берёт заглавную тему, созданную его отцом для фильма “Сталкер” и начинает играть с нею, развивая, перестраивая, добавляя новые и интересные моменты в долгое и умиротворяющее повествование. “Неожиданное пробуждение” начинается, как и положено, с некоторой угрюмости и даже нервного разбивания стекол, но потом быстро перестраивается в гипнотический трек, в котором открыто сквозят секвенсорика Tangerine Dream и флейты Стива Джоллиффа. “Тибетская песня” (вопреки названию, никто здесь не поёт) отражает интерес автора к Востоку, позже проявленный на альбоме “Пять таинственных сказок Азии”, но здесь эта вещь кажется лишней и неинтересной. Нервный “Переход на зимнее время”, ознаменованный четким ритмом и клавишными, служит прологом для “программного” трека “Холод”, который и подводит итог всему альбому. Здесь Артемьев в полной мере раскрывается как автор масштабных саундскейпов, миров, созданных при помощи электронных звуков, но при этом наполненных жизнью (пусть и погруженной в ледяной анабиоз). Это минорная симфония холода, сделанная с оглядкой и на “традиционную” академическую музыку, и на собственные изыскания автора в области использования различных синтезаторов, среди которых особое предпочтение отдаётся продукции Roland.

            Довольно традиционно, на фоне последующих релизов композитора, звучащий диск, выдержанный и концептуально, и музыкально. Весьма интересный итог электронной музыки конца прошлого века, заставляющий вспомнить лучшее, что было сделано в этом жанре.

Сергей Орешкин

 

 
 
 
     
 
В случае использовния материалов, ссылка на сайт обязательна
© "Electroshock Records", 2004