Артемий Артемьев: Обзоры:  
Артемий Артемьев и Кристофер де Лауренти: "57 минут до тишины"
(Electroshock Records 2002, ELCD 029)
 

08 композиций. Время звучания - 57:14.



Удивительно, что Артемию Артемьеву удаeтся выпускать так много альбомов, а также то, что многие из этих альбомов представляют собой совместные работы с композиторами, которых Артемий знает, уважает, а некоторых из них продюссирует. Это относится и к удачно названному альбому "57 Minutes to Silence", одному из новейших совместных альбомов, вышедших на "Electroshock Records" (этот альбом вполне мог бы быть выпущен на "Staalplaat"). Работа записана совместно с американским композитором Christopher De Laurenti и представляет Вашему вниманию восемь композиций клаустрофобной экспериментальной индустриальной "музыки". Альбом определeнно является одной из самых необычных и интересных совместных работ Артемьева. В течение 57 минут диска автор расстаeтся со своим привычным музыкальным стилем, в котором доминируют классические аналоговые синтетические тембры, вместо этого обрушивая на слушателя призрачные и неуловимые повторяющиеся музыкальные фразы, жeсткие шумовые эффекты, резкие высокие свистящие звуки, мрачные и холодноватые сэмплы неизвестного происхождения, внезапные звуки природы и многое другое. Музыкальные постороения в общепринятом смысле отсутствуют. Вместо этого, композиторы пошли по другому пути: спонтанность и шумовые эффекты доминируют, однако точно так же, как в хаосе всегда присутствует определeнный порядок, так и в данной работе можно найти структуру, и в целом работа не так экстремальна и намного лучше организована, чем многие примеры шумомузыки, создаваемой в Японии. Всe это определeнно не похоже на привычный музыкальный диск, однако среди подобных работ "57 Minutes to Silence", несомненно, выделяется. Непредсказуемые шумы, полученные из разных источников, часто варьируются, а амплитуда звучания дополняет динамичность построения композиций диска. Здесь настоящие саундтреки к безумию прерываются ещe более настораживающими длинными сюитами, которые погружены в космические измерения, доминирующие в тематике альбома, по крайней мере, если судить по названиям композиций. "57 Minutes to Silence" - особенный цветок в саду "Electroshock Records" для тех, кто не боится испытать пределы звукового восприятия очень интересным музыкальным материалом.

Marc Urselli-Schaerer ("Chain D.L.K.")



В конце 90-х композитор и президент звукозаписывающей компании Артемий Артемьев выпустил несколько электроакустических работ американского артиста Christopher De Laurenti на одном из сборников "Electroshock Presents: Electroacoustic Music". Возможно, именно с взаимного уважения к музыкальному творчеству друг друга и началось их сотрудничество. На завершение альбома "57 Minutes to Silence" ушло почти два года. Работа стоит в ряду наиболее экспериментальных произведений Артемьева, и из четырeх совместных проектов, выпущенных одновременно в середине 2002 года, этот - наиболее смелый. Всe в этом диске оказывается неожиданным. Оба музыканта создают неземные электронные ландшафты, смешанные с призрачными сэмплами. Большая часть альбома состоит из абстрактных электронных движений, созданных исключительно артистично, со слегка нервной атмосферой. Название пьесы "Internal Static Bursts" очень хорошо описывает более спокойные моменты диска. Пятнадцатиминутная композиция "Transmission from the Coalfire" - наиболее сильная вещь - настоящая головоломка из электроакустических структур, очень умело составленная и способная приковывать к себе внимание слушателя. "Recalibration", в свою очередь, погружает нас в мир микро-звуков. К сожалению, в пьесе "Received Through the Nebula" Артемьев возвращается к своему старому стилю, с парящими звуками синтезаторов и редкими электронными ударными партиями, по стилистике приближая заключительную часть диска к его работам с Phillip B. Klingler и Peter Frohmader, что было вовсе необязательно делать. "Solar Speech" возвращает нас к странным экспериментам. Композиция звучит как музыка new age, созданная с помощью патчей Max/MSP.

Francois Couture (All-music Guide)



Никогда ещe название альбома не было столь подходящим для музыкального материала: в этой совместной работе Артемия Артемьева и Christopher De Laurenti огромный объeм звука уместился в 57 минутах диска. Я использую слово "звук", поскольку не уверен, что то, что я слышу, можно классифицировать как музыку в привычном понимании. Космическая тематика проходит сквозь названия композиций, и, честно говоря, если бы мне сказали, что то, что доходит до моих ушей - это звуки звeзд и планет, записанных с помощью радиотелескопа, я бы поверил. Альбом открывается композицией "Conlon's Dub", которая не является неким коротким визитом в Ирландию, как Вы могли подумать. Вместо этого Вам предлагается электронная вещь с почти что аборигенными ритмами. Со своими свистящими звуками она переходит из одного динамика в другой, сумасшедшим образом угасая и возрождаясь вновь. "A Glimpse" - короткая космическая химера, после которой следует "Internal Static Bursts", опять-таки, представляющая собой именно то, что описывается в названии. "Transmission from the Coalfire" начинается очень тихо. Это наиболее спокойная часть диска. Затем она медленно развивается по мере того, как появляется серия гудящих звуков, жужжаний, механических шумов и тарелок. Очень причудливая пятнадцатиминутная композиция, которая в итоге погружается в пустоту и медленно угасает. "Aboard the Coalfire" начинается как нечто, напоминающее резкие удары по клавишам рояля, с наложением непонятных кричащих голосов. В начале следующей пьесы под названием "Recalibration" мы слышим искажeнные колокольчикообразные звуки и что-то, напоминающее шуршащие звуки эшафота, смешанное со звенящими текстурами. Очень странно. "Received through the Nebula" продолжает космическую тематику. Пьеса состоит из медленно открывающихся звуковых ландшафтов, которые в начале настолько тихо слышны, что приходится поднимать уровень громкости, чтобы услышать что-либо. Это наиболее атмосферная композиция на всeм диске, которая является идеальным сопровождением при чтении материалов "Космической одиссеи 2001 года". Последняя пьеса "Solar Speech" - это всего лишь кода к предыдущей композиции. Она завершает диск ещe одной космической фантазией. Пожалуй, из всего, что было выпущено недавно, этот альбом - один из наиболее удовлетворительных и вызывающих.

John Peters ('The Borderland')



Вам не приходилось задумываться - что заставляет известнейших джазовых музыкантов, каждый из которых может блестяще исполнить сольный концерт, постоянно играть друг с другом, участвовать в джемах, издавать всe новые и новые записи в самых разнообразных составах? Композиторы, работающие в жанре электронной и электроакустической музыки, от начала и до конца самостоятельно пишут, аранжируют, исполняют, записывают и микшируют свои произведения. Использование новых технологий делает современных композиторов самодостаточными по определению. Тогда что же заставляет и их постоянно выпускать совместные альбомы? Да то же самое, что побуждает джемовать джазменов - постоянный творческий поиск. Творчество универсально, не зависимо от того, в каком направлении и стиле работает тот или иной музыкант или композитор. Каждый из них имеет свой неповторимый творческий почерк. Совместная работа ярких индивидуальностей часто приводит к неожиданным результатам, которые не смог бы достичь каждый из них в отдельности. Вот только композиторам-электронщикам для этого совсем не надо собираться в одном месте. Каждый из них создаeт часть общего замысла в своей студии и потом посылает другому (не исключено, что в недалеком будущем можно будет передавать музыкальную информацию не прибегая к услугам почты, уже непосредственно через Интернет). Фактически, совместные электронные и электроакустические проекты - это тоже своеобразные jam-sessions. Джемы XXI века.

Как всегда, выходу на "Electroshock Records" полноформатного альбома с участием американского (несмотря на итальянскую фамилию) композитора из Сиэтла Кристофера Де Лауренти (Chridtopher De Laurenti) предшествовало появление его записей на электрошоковских сборниках (в частности, на пятом выпуске "Electroacoustic Music. Vol. V" - 2000, ELCD 013). "57 Minutes to Silence" представляет собой совместную работу Кристофера и Артемия Артемьева. Оба участника проекта имеют различные, индивидуальные творческие подходы. Если Артемий создаeт неторопливые и сосредоточенные, часто мрачноватые многоминутные композиции с насыщенным и напряженным полифоническим звучанием, то Кристофер - радикал, тяготеющий к тому, что в Америке принято называть "sound construction" - так называемой "конкретной" и "шумовой" (noise) музыке. Бунтарские наклонности Де Лауренти нашли отражение и в его фотографии, размещенной на сайте "Electroshock Records". С нарочито злобным выражением лица композитор делает шприцем символическую инъекцию компакт-диску. При этом физиономия Кристофера искажена широкоугольным объективом, словно отражение в зеркальном шаре. На альбоме "57 Minutes to Silence" представлены как довольно продолжительные композиции по 14-15 минут, так и короткие лаконичные 2-4-минутные этюды. Именно с них я и рекомендовал бы неискушенным слушателям начинать знакомство с подобной музыкой (малые формы легче для восприятия). Несложно с первого же прослушивания понять логику "A Glimpse" (трэк #2), где препарированные электроникой шумы (скрипы и свисты) нагнетая напряжение достигают кульминации, а потом постепенно стихают. Открывает же альбом совершенно неожиданная вещь под названием "Conlon's Dub", представляющая собой зацикленный фрагмент (луп) - разносящийся эхом отрывок то ли стука, то ли шума. На протяжении шести минут он то затихает, то вновь усиливается, постоянно меняясь в ритме. Приeм достаточно распространeнный в современной экспериментальной музыке, но для "Electroshock Records" совершенно неожиданный. Честное слово, эту вещь можно поставить на какой-нибудь "кислотной" дискотеке... Впрочем, дальше идут более "традиционные" шумовые и электроакустические трэки (если такую музыку вообще можно назвать традиционной). Они составлены из череды самых разнообразных звуков, скрипов и голосов, зачастую резких и неприятных, искаженных до неузнаваемости, так что остается только гадать - что послужило для них исходным материалом. А иногда (как, например в композиции "Transmisson from the Coalfire", трэк #4) авторы заставляют вас несколько минут напряженно вслушиваться в тишину, пытаясь различить в ней какой-нибудь слабый, еле звучащий тембр (помните ранние альбомы "King Crimson"?). Разрозненные звуки могут вообще не складываться в цельную картину, словно перемешанные осколки разбитого времени ("Abroad the Coalfire", трэк #5). Не это ли символизируют разбитые песочные часы на обложке компакт-диска? По мере приближения к окончанию альбома композиции становятся более спокойными (трэки #6 и 7). Завершающая альбом "Solar Speech" вообще состоит из одного неожиданного звука, который плавно и волнообразно стихает на протяжении ее более чем четырeхминутного звучания. А затем наступает та самая тишина, которая была обещана в названии альбома.

Максим Клепиков

 

 
 
 
     
 
В случае использовния материалов, ссылка на сайт обязательна
© "Electroshock Records", 2004