Артемий Артемьев: Интервью:  
МАКСИМ КЛЕПИКОВ: ИНТЕРВЬЮ С АРТЕМИЕМ АРТЕМЬЕВЫМ
 

Двадцатый век занял в истории мировой музыки совершенно особое, уникальное место. С одной стороны, именно в это время окончательно оформляется и достигает высочайших художественных вершин искусство музыкальной импровизации, нашедшее своe наивысшее воплощение в джазе. Сложнейшая музыка рождается непосредственно в присутствии слушателей, минуя стадию предварительного написания. С другой стороны, классические музыканты обратили своe внимание на тысячелетние наследия других, неевропейских музыкальных культур. Это дало возможность обогатить академическую музыку новыми, необычными гармониями и неслыханными доселе тембрами многочисленных этнических инструментов.

Однако главный революционный скачок в развитии мировой музыки произошел в следствии активного вовлечения в творческий процесс создания музыки современных звукозаписывающих и электронных технологий. Если раньше музыкант или композитор был вынужден оперировать уже готовыми, фиксированными тембрами музыкальных инструментов - хоть иногда и очень необычных, но всегда остающихся неизменными; то теперь он получил поистине божественную власть не только над комбинациями уже "готовых" звучаний, но и над самим звуком. Благодаря современной технике композитор может не только самостоятельно создавать и воспроизводить любой необходимый ему звук. Теперь он может менять и трансформировать его по своему желанию, замедлять или ускорять, сжимать или растягивать, и, наконец, разлагать его на элементарные составляющие части. Современный композитор препарирует живой и трепещущий звук подобно учeному-биологу, склонившемуся над микроскопом и постигающему удивительную тайну и совершенство строения живого организма.

Итак, композиторы смогли освоить весь мир звуков, существующих как в природе, так и в их воображении. Были даны ответы на вопросы -

- из чего состоит звук?

- чем музыкальный тембр, отличается от шумового?

- можно ли заставить звучать шумы и создавать из них музыку?

Грань между "обыденным" звуком и звучанием "благородного" музыкального инструмента исчезла. Можно записать звук упавшей в лужу дождевой капли, разложить его по нотам (засэмплировать) и сыграть вашу любимую мелодию на дождевых каплях. Окружающий мир полон звуков, и любой из них готов по вашему желанию превратиться в музыку. И то, в какую форму она облечется - европейской сонатной классики, джазовой импровизации или медитативной индийской раги - зависит лишь от вашего желания.

Так родилась "классика двадцать первого века" - современная электронная и электроакустическая музыка. Она объединяет в себе весь огромный мир звука с самыми современными находками в области гармонии и композиции, импровизации и экзотических музыкальных культур. Именно такой музыке - музыке всех мыслимых и немыслимых звуков, а также самых невероятных их превращений и приключений, целиком подчиненных замыслу художника - и посвящена продукция звукозаписывающей студии "Electroshock Records".

Основной задачей "Электрошока" стало развитие и распространение серьeзной электронной и электроакустической музыки. На сегодняшний день "Электрошок" имеет всемирную известность. Благодаря выпущенным на нeм компакт-дискам, произведения интереснейших отечественных и зарубежных композиторов стали доступны широкому кругу слушателей. Основатель этой авторитетной компании - композитор Артемий Артемьев.

Зимой, в начале 2000 года, я заходил к Артемьеву, чтобы получить для ознакомления несколько новых выпусков его студии "Electroshock Records". Наша встреча состоялась утром в московской квартире Артемия. Мы сидели в его домашней студии, и пили кофе. Всю середину студии заполняет аппаратура, а вдоль стен расставлены шкафы с многочисленными компакт-дисками, аудио- и видеокассетами. Помимо фотографий и многочисленных дипломов с различных международных фестивалей, стены квартиры Артемия украшают застекленные коробочки с экзотическими насекомыми - бабочками, жуками, цикадами. А поскольку я сам - профессиональный энтомолог, то естественно, что первое время наш разговор шел об этой коллекции. И лишь потом я решился перейти непосредственно к интервью.

Максим Клепиков: Артемий, позволь начать с банального вопроса - какие именно направления современной электронной музыки тебя привлекают?

Артемий Артемьев: Прежде всего, это электроакустическая музыка, также авангард, шумовые композиции (в международной терминологии это иногда называется "sound construction") - то есть всe, что связано с работой со звуком.

М.К.: Не секрет, что многие из наших читателей плохо осведомлены в этой области. Большинство из них в лучшем случае способны назвать три-четыре имени, таких как Jean Michele Jarre, "Space", Vangelis; более "продвинутые" также упомянут "Tangerine Dream" и Klaus Schulze - то есть в лучшем случае представителей классической западноберлинской школы электронной музыки...

А.А.: Сразу могу сказать, что "чистая" электронная музыка сегодня уже мало кого интересует из числа серьeзных любителей и специалистов. Я имею в виду бесчисленных исполнителей, которые играют на аналоговых и цифровых синтезаторах и выпускают многочисленные альбомы. Всe это Klaus Schulze делал еще в начале семидесятых.

М.К.: Тогда что является "передним краем" развития современной электронной музыки?

А.А.: Не берусь говорить за всю современную электронную музыку во всeм еe многообразии. Но одним из наиболее активно развивающихся направлений сейчас является электроакустическая музыка. Она подразумевает не только искусственные электронные тембры, но также и звук, извлекаемый из акустических инструментов, различные шумы как естественного, так и искусственного происхождения. Затем всe это многократно обрабатывается в студии.

М.К.: Кого из исполнителей, работающих в этом стиле ты мог бы порекомендовать нашим читателям?

А.А.: Интервью с ними уже публиковались на страницах журнала "Music Box" - достаточно взять один из предыдущих выпусков. Это Francis Dhomont - французский композитор, сейчас живущий в Канаде - один из создателей электроакустической и акузматической музыки, как направления; итальянский композитор Francesco Galante - один из организаторов мировых концертов посвященных 50-летию жанра электроакустической музыки во всемирно известном оперном театре Teatro Alla Scala в Италии; шотландец Pete Stollery, безусловно Hans Joachim Roedelius - один из основоположников "современной немецкой школы электронной музыки", а также один из создателей всемирно известного проекта "Cluster" и, я думаю, француженка Claire Laronde, одна из не многочисленных женщин-композиторов (причeм, должен сказать, очень красивая), посвятивших себя электроакустической музыке. Из отечественных композиторов хотелось бы также отметить естественно Эдуарда Артемьева, Владимира Мартынова, Станислава Крейчи, Анатолия Переслегина - да много имен, исполнителей, интереснейших работ...

М.К.: Ох, большинство из этих имен малознакомы не только нашим новым читателям, но и мне самому! Где всe это можно услышать?

А.А.: Например, на компакт-дисках студии "Electroshock Records". Она уже выпустила несколько обзорных альбомов, посвященных современной электроакустической музыке. Первый и четвeртый тома из этой серии были посвящены отечественным исполнителям, а остальные второй, третий, пятый и шестой - зарубежным. Причем на последних представлены также и композиторы из России и стран СНГ.

М.К.: Разве можно найти такие раритеты где-то в провинции? Я, например, не москвич...

А.А.: Ничего сложного в этом нет - их можно просто заказать у наших дистрибуторов, адреса коих можно найти на сайте "Электрошока".

М.К.: Вернемся, однако, к музыкантам. Скажи, а ты сотрудничаешь с кем-либо из музыкантов из бывших союзных республик? Например, во времена бывшего Советского Союза очень сильное направление электронной музыки сложилось в Прибалтике. Достаточно вспомнить коммерческий успех альбомов "Зодиака", однако были также и более серьeзные группы: от "симфонической" литовской "Арго" до медитативных альбомов Свена Грюнберга из эстонской "Месс".

А.А.: Мы уже давно работаем с Петером Вяхи и Анатанасом Ясенкой. Если ты помнишь - Петер Вяхи - эстонский композитор и исполнитель, который в настоящее время работает в жанре камерной и электронной музыки. Свою музыкальную карьеру он начинал еще в середине семидесятых как один из основателей и руководителей таллинского поп-ансамбля "Витамин" (в котором, кстати, с 1979 по 1981 г. пела Анне Вески). В начале 1987 года Петер покинул "Витамин" и занялся профессиональной сольной композиторской деятельностью. В 1989 году на фирме "Мелодия" вышел его первый альбом, который назывался просто: "Музыка для синтезаторов". Сейчас, одно из многочисленных произведений Петера Вяхи вышло на пятом томе нашей компакт диск серии "Электрошок представляет: электроакустическая музыка". Очень интересная композиция, между прочим.

М.К.: Ты выступаешь с живыми концертами?

А.А.: К сожалению, это невозможно.

М.К.: Почему?

А.А.: Видишь ли, электроакустическая музыка подразумевает филигранную работу со звуком. Над ее созданием приходится месяцами трудиться в студии. Это очень долгая и кропотливая работа, которую нельзя осуществить на сцене живьeм.

М.К.: А, скажем, выступление с использованием заранее приготовленной фонограммы, на которую и будет накладываться "живой" концертный звук?

А.А.: Понимаешь, в большинстве своeм концерты электроакустической музыки проходят как прослушивание фонограммы при очень хорошем качестве воспроизведения. Например, именно так моя музыка звучала в Ла Скала...

М.К.: Пожалуйста, расскажи об этом подробнее!

А.А.: Я писал об этом в "Music Box" - в материалах про Francesco Galante. Дело в том, что в девяносто восьмом - девяносто девятом году отмечалось пятидесятилетие электроакустической музыки. В связи с этим в Ла Скала, в Милане на протяжении одного года, с декабря 1998 года (по одному концерту в месяц) проходило двенадцать концертов, посвященных этой музыке. И естественно они проходили в виде прослушивания фонограммы.

М.К.: ...и ты являлся одним из участников этих концертов.

А.А.: Да, я принимал участие в концерте, который состоялся 21 марта 1999.

М.К.: А кто кроме тебя участвовал в этих концертах?

А.А.: Я не могу так, с ходу, перечислить тебе всех участников - для этого мне необходимо просмотреть программы... Ну вот, например 12 декабря позапрошлого года одним из участников был Жан-Клод Рассел, 16 декабря позапрошлого года - Штокхаузен, 20 февраля прошлого, среди прочих были Джон Кейтс и Луиджи Ноно, потом, 17 апреля - Пьер Булeз, а 18-го - Ксенакис...

М.К.: Приятно слышать, что отечественная электронная музыка в твоeм лице имеет международное признание.

А.А.: Не я один такой...

М.К.: Кстати, возвращаясь к разговору о вашей звукозаписывающей компании. Ты можешь рассказать мне более подробно о новых компакт дисках, что готовятся сейчас на "Электрошоке"?

А.А.: Но ведь их много!

М.К.: Ну хотя бы некоторые.

А.А.: Что-ж... Ты помнишь, не так давно были закончены два моих совместных проекта. Сейчас в процессе работы еще несколько - например, совместный проект с Мирославом Ражковским из Польши, совместный проект с Карстеном Олбрихтом из Германии...

М.К.: И как все это возможно? Я полагаю, такое количество совместных проектов требует множества поездок в различные страны. Все это, должно быть, очень дорого и отнимает немало времени!

А.А.: - На самом деле все гораздо проще. Мои коллеги присылают мне записи со своей частью работы по почте. Я делаю мою часть здесь, в студии, и посылаю этот материал им назад. Они слушают и смотрят, что из всего этого получается. Если результат выходит хороший и интересный, мы продолжаем работу. Далее происходит микширование, монтаж и редактирование общей записи. Затем это издаeтся. ...Да, в будущем году планируем закончить работу с Кристофером де Лауренти (США)- это будет "чистая" электроакустика. И есть еще один совместный проект с Ионом Доби (Великобритания) - это уже в стиле авангардного джаза.

М.К.: Но ты же говорил, что сам очень далек от джаза!

А.А.: Я то - да. Но ведь это совместный проект, и моя часть работы, мой вклад в этом проекте близок к направлению, в котором я традиционно работаю.

М.К.: Где будут выходить все эти проекты?

А.А.: Я полагаю, все это будет опубликовано на "Электрошоке". Также будем постепенно переиздавать некоторые работы Эдуарда Артемьева, которые выходили на пластинках еще в СССР.

М.К.: Ты планируешь записывать новый сольный альбом?

А.А.: Макс, ты же видишь, что у меня сейчас очень большое количество совместных проектов. Однако... В общем, у меня есть замысел нового альбома... Ну, не только замысел, но и уже несколько предварительных записей... Причем некоторые из них будут значительно отличаться от того, что я делал раньше. Кстати, я могу поставить тебе одну из новых вещей сейчас, если тебе это интересно.

Безусловно, это очень интересно для меня. Артемий садится за пульт и включает запись, а я размещаюсь в кресле у стены напротив акустической системы (неброские такие колонки Alesis со скромной надписью "studio monitors") и начинаю слушать. Я могу видеть как Артемий плавно перемещает ручки на пульте, и в звучащей музыке возникают новые звуки и голоса...

...Однако я не имею право описывать авторские вещи, которые пока еще не изданы. Могу только сказать, что то, что я услышал, как всегда, отличалось от предыдущих альбомов А. Артемьева. Однако и в этот раз можно было безошибочно сказать, что это именно артемьевская композиция. Авторский почерк остаeтся узнаваем. Когда музыка закончилась, я начинаю задавать вопросы:

М.К.: А голос птички в этой композиции настоящий?

А.А.: Да, это живой голос одной из ночных птиц.

М.К.: А этот неритмичный стук, который раздавался вначале - мне показалось, что он был очень громким и нарушал общую музыкальную атмосферу.

А.А.: Макс! Я же поставил тебе только восьми каналов. Окончательно же эта композиция будет состоять из восемнадцати -двадцати дорожек. И все это будет многократно монтироваться.

М.К.: Значит я слышал лишь третью часть всей музыки! И еще один, последний вопрос, который ты сам обычно задаешь в своих интервью для "Music Box". Ведь это в первую очередь журнал для профессиональных музыкантов. Итак, какую аппаратуру ты используешь в своей работе?

А.А.: Синтезаторы Roland JD-800, Roland XP-50 и Roland MC-202, Alesis "Quadrasynth", Ensoniq SQ-80, Clavia "Nord Modular", сэмплер Ensoniq "EPS", ритм машины Roland R-8 и Korg DDM-220, микрофоны Shure BETA 58, микшерский пульт "Yamaha RM 2408", звуковые процессоры Alesis "Midiverb", Alesis "Midifex", Yamaha REV-7, Yamaha REV-500, Yamaha SPX-990 и Yamaha SPX-90II, Ensoniq "DP/4", Digitech "DSP16"....

М.К.: У меня голова начинает кружиться от этого обилия иностранных названий. А компьютер в своей работе ты используешь?

А.А.: Безусловно. У меня компьютер Pentium 600 MHz, 128 RAM, звуковая карта Sonorus "STUDI/O", миди-интерфейс Voyetra V24SM и Ensoniq KMX-8; также использую программы Steinberg Cubase Score VST-Version 5.0 и Steinberg WaveLab-Version 2.02.

М.К.: А на что осуществляется запись?

А.А.: Имеется несколько рекордеров для различных носителей. Вот, посмотри, здесь Alesis ADAT (2 аппарата), рядом Fostex D-5 digital master recorder (DAT); Casio DAT DA R-100, Pioneer Compact Disk Recorder PDR-509.

М.К.: Достаточно! Дай Бог запомнить хотя бы половину из того что ты назвал...

Мой взгляд случайно падает на часы, которые висят в студии:

М.К.: Артемий, к сожалению, я должен скоро идти - к двенадцати я должен быть в Зоомузее.

А.А.: Да, конечно. Я также должен быть сегодня днем в студии "Электрошока"...

Потом мы прощаемся, я спускаюсь на лифте и выхожу из подъезда. Стоит морозное зимнее солнечное утро. Неплохое начало для трудного делового московского дня...

Максим Клепиков

 

 
 
 
     
 
В случае использовния материалов, ссылка на сайт обязательна
© "Electroshock Records", 2004